Один из лучших советских легких бомбардировщиков начала 1940-х годов Су-2 мало воевал. Этот самолет выпускался серийно с 1940 года, всего было выпущено 893 самолета Су-2 и его модификации Су-4, в 1942 году был снят с производства, но этот самолет стал воплощением высокой технической культуры, простоты, надежности и высокой живучести. В строевых частях эти самолеты применялись до 1944 года в качестве разведчиков и артиллерийских корректировщиков.
В 1936 году в СССР по решению И. В. Сталина был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолета "ИвАнов". (Это был телеграфный псевдоним Сталина. Ударение на букву "а"). Целью конкурса было создание самолета, способного выполнять функции разведчика и легкого бомбардировщика. Основной идеей "ИвАнова" была его простота изготовления и эксплуатации, а также универсальность. Такой самолет должен был выпускаться в больших количествах. Получить многоцелевой самолет, который мог бы использоваться как тяжелый истребитель сопровождения, разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик, желало большинство стран мира. В Англии создали трехместный легкий бомбардировщик Фэйри "Баттл", в Италии одноместный штурмовик и истребитель-перехватчик Бреда Ба.65, в Польше трехместный ближний бомбардировщик ПЗЛ П-23 "Карась". Много подобных машин появилось в США - двухместные штурмовик-бомбардировщик Валти В-11 и штурмовик Нортроп A-17 "Номад", двухмоторный двухместный штурмовик Кертисс A-18 "Шрайк" и другие аналогичные по концепции самолеты. СССР шел тем же путем. В конкурсе приняли участие главный конструктор ЦАГИ Андрей Николаевич Туполев, главный конструктор ЦКБ Николай Николаевич Поликарпов, главный конструктор ХАИ (Харьковского авиационного института) Иосиф Григорьевич Неман, а также авиаконструкторы Дмитрий Павлович Григорович, Сергей Александрович Кочеригин и Сергей Владимирович Ильюшин. Ильюшин выпал из участия в конкурсе раньше других, так как начал проектирование самолета поля боя, в виде, существенно отличающимся от задания конкурса. Этот самолет впоследствии стал всемирно известен как Ил-2. Лучшим самолетом, представленным на конкурс, оказался двухместный самолет, разработанный в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) под руководством Андрея Николаевича Туполева конструкторской бригадой Павла Осиповича Сухого - АНТ-51. Этот самолет получил еще одно неофициальное название - "Сталинское задание". Первоначально предполагалось строить самолет цельнометаллической конструкции, первые три опытные прототипа СЗ-1, СЗ-2 и СЗ-3 были изготовлены цельнометаллическими, однако при подготовке к серийному производству из-за дефицита алюминия пришлось перейти к смешанной конструкции. Первый опытный прототип самолета поднял в воздух летчик-испытатель ЛИИ Михаил Громов.
Су-2 представляет собой двухместный одномоторный однокилевой низкоплан с двигателем АШ-88 воздушного охлаждения мощностью 1100 л.с. Позднее устанавливался двигатель АШ-82 мощностью 1400 л.с. Винт трехлопастной изменяемого шага. Максимальная скорость на высоте 6000 метров составляла 486 км/час, скорость у земли 430 км/час, практический потолок 8400 метров, практическая дальность 910 км. Следует учесть, что изначально самолет рассчитывался под более мощный двигатель М-71, который не смогли довести до серийного производства. Фюзеляж деревянный, обшивка из березового шпона выклеивалась на специальной оснастке по форме фюзеляжа. Стабилизатор дюралевый. Киль имел дюралевый каркас и фанерную обшивку. Обшивка и каркас центроплана и консолей дюралевые. Механизация крыла состояла из закрылков и элеронов. Кабина пилота закрывалась выпуклым козырьком из оргстекла и высоким выдвижным фонарем, обеспечивающим хороший обзор во все стороны. За задним срезом фонаря кабины пилота закреплялся обтекатель турели штурмана, состоявший из неподвижной и откидной части. Обе кабины отапливались Максимальный взлетный вес самолета составлял 4310 кг, вес пустого 2954 кг. Шасси трехколесное с убирающимся в полете хвостовым колесом. Зимой самолет устанавливался на лыжи.
Стрелковое вооружение состояло из пяти пулеметов ШКАС винтовочного калибра - четыре неподвижно устанавливались в консолях вне зоны вращения винта, пятый был на экранированной турели штурмана. Бомбовое вооружение размещалось в закрытом бомбовом отсеке и на наружных бомбодержателях. Бомб 400 кг в бомбовый отсек, до 500 кг на наружных бомбодержателях, под крыльями устанавливались неуправляемые реактивные снаряды. Управление самолетом двойное смешанное. Павел Сухой с самого начала спроектировал дублированную систему управления, предполагая, что в боевой обстановке может возникнуть необходимость штурману заменить раненного или погибшего пилота. Эта предусмотрительность во время войны позволила сохранить и довести до своего аэродрома не один десяток поврежденных Су-2, а отсутствие такой системы на Ил-2 стало причиной гибели многих штурмовиков, в которых оставшийся в живых стрелок-радист никак не мог взять на себя управление вместо пилота. Все самолеты оснащались радиостанциями, размещенными в кабине штурмана. В кабине штурмана также монтировался аэрофотоаппарат, изначально предназначенный для контроля результатов бомбардировки, поэтому во время войны Су-2 часто применялся в качестве разведчика. Известный летчик-испытатель Борис Покровский так отозвался о Су-2: "Представляет образец продуманной культурной машины с большими скоростями, хорошей скороподъемностью, хорошим обзором, чуткостью к управлению".
Несмотря на незначительное участие в войне, ближний бомбардировщик Су-2 неплохо показал себя в боях. Официальные статистические данные говорят о том, что средние боевые безвозвратные потери самолетов Су-2 в 1941 году составили 1 самолет на 22,5 боевых вылета. При этом средние боевые безвозвратные потери всех советских бомбардировщиков в 1941 году составили 1 самолет на 14 боевых вылетов, то есть в 1,61 раза больше, чем потери Су-2. Летный состав любил этот самолет за надежность, живучесть, удобство и комфорт в кабинах, отмечали хороший обзор вперед из кабины и удобную высокую ручку управления. Самолет был прост в эксплуатации, техникам удобно его обслуживать, был доступ ко всем агрегатам, а потому ремонт и замена деталей трудностей не представляли. Летчики, имевшие квалификацию ниже средней, пришедшие из летных школ ВВС, осваивали самолет легко и после 20-25 вывозных полетов самостоятельно выпускались к полетам. В первый период войны, когда испытывалась острая нехватка самолетов, Су-2 летали почти непрерывно, меняя экипажи во время заправки, и выполняли по 10-12 боевых вылетов в сутки.
А еще с самолетом Су-2 связан трагический случай. До войны самолет Су-2 только начал поступать в строевые части, считался секретным, и практически никто из советских летчиков-истребителей на знал его силуэта. В первый день войны 22 июня 1941 года будущий Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин по ошибке сбил свой ближний бомбардировщик Су-2 из состава 211-го ближнего бомбардировочного авиационного полка, приняв его за немецкий самолет. К счастью, экипаж не пострадал, сумев посадить сбитый самолет на своей территории.
С появлением на фронте в больших количествах бронированный штурмовик Ил-2 постепенно вытеснил и заменил Су-2. Ил-2 имел значительно худшие летные характеристики скорости, высоты и дальности полета, но в качестве штурмовика оказался более востребован и необходим, чем ближний бомбардировщик, так как значительно превосходил Су-2 по боевым возможностям и живучести.