Известные строки, не правда ли?
А вы знали, что принадлежат они Иннокентию Анненскому? Поэт этот несправедливо, на мой взгляд, обделен вниманием в литературоведении.
Между тем, его стихи актуальны и сейчас. Созданные какими-то дикими внутренними переживаниями, его строки иногда просто поражают резкостью образов.
Есть у Анненского стихи обычные (всё равно не такие обычно-прекрасно-классические как у мэтров) про осень, небо, закаты. любовь и т.д.
А есть небольшой цикл стихов ну, наверное, про грани реальности как минимум. И если небезызвестные "Мухи как мысли" и менее известный "Двойник" наводят на мысль о безумии, то "Свечку внесли" о параллельных мирах, наверное, или о том, что мы вообще не понимаем, как строен мир вокруг нас.
Посмотрите на стихотворение "Двойник"
Тема раздвоенности сознания присутствует и у Блока. Но, если у Блока двойник - это зеркало, и он стремится преодолеть своих двойников, добиться целостности поэтического и личностного "я", то у Анненского двойник - это практически физическое расслоение сознания, состояние "горячешного сна". Анненский не стремится преодолеть своего двойника или соединиться с ним. Напротив, это раздвоение - есть центральный мотив его творчества, где он то слышит второе "я", то видит самого себя как бы со стороны.
Второе я - лирический герой Анненского. Поэт не настаивает на цельности, потому что она невозможна в принципе. Есть физическое я - которое ест, спит, работает, а есть я внутренне, я, которое есть наша (темная?) сущь. Темная непонятная - сознание это или дух или что-то ещё. Вот это второе я Анненский не может слить воедино с я физическим.
Кстати, Блок читал его стихи и назвал их "незрелыми".
При всей любви к Блоку, не могу с ним согласится. Считаю, что стихи Анненского просто другие, немного не соответствующие времени.
Взгляните на стихотворение "Свечку внесли"
Практически популярная сегодня теория реальности. Физический мир существует или появляется только тогда, когда на него смотрит наблюдатель. Нет свечи - нет физической среды. Появилась свеча - появилась привычная реальность.
И, наконец, последнее стихотворение, о котором бы мне хотелось сказать.
Красиво?
Как думаете, могли современники принять такое мировоззрение?
Мне кажется, что могли лишь немногие. Сегодня же его стихи звучат поразительно в точку. Тема раздвоения сознания, тема зыбкости реальности, тема смерти или наоборот бессмертия, отрешенности от физического мира - то, что волнует многих людей сейчас.
"Из тяжелых стеклянных потемок ... нет путей никому никуда" - о чем это? Не о воде же, правда? Может о небе, может о мире, может о конце или бесконечности?
Читать стихи Анненского иногда даже физически больно. Но думаю, что его творчество стоит того, чтобы с ним ознакомиться.
Спасибо за внимание.
Всегда ваш,
Красный Барсик.