Найти тему
Alexey Kovalchuk

Кто идёт? (Who goes there?)

Я давно являюсь поклонником фильма «Нечто»: многократно его пересматривал и, когда узнал, что он снят на основе литературного произведения, мысль о том, чтобы прочесть оригинал, который в моем понимании должен был быть просто шедевром, меня не покидала. И, буквально на днях, я, наконец, добрался до него.

Это рассказ Джона Кэмпбелла "Кто идет", написанный им в 1938 году, по которому, в дальнейшем, Джон Карпентер снял свой культовый фильм. После прочтения убеждаешься насколько же талантливый был режиссер, который смог это литературное недоразумение превратить в один из лучших фантастических фильмов конца 20 века.

Читается рассказ всего за пару часов, но, после прочтения создается впечатление, что его написал восьмиклассник. Во-первых: невозможно представить героев - никакого раскрытия персонажей, просто перечисление имен, отсутствие описание внешности, за исключением двух протагонистов. Во-вторых: все сумбурно, скомкано, трудно понять, что вообще происходит и зачем предпринимаются те или иные действия. И самое главное - это отсутствие того тонкого психологизма, ощущения парализующего страха, опасности, паранойи, ужаса, которые были замечательно отражены в фильме, и, казалось бы, должны еще сильнее быть раскрыты в литературном первоисточнике. Но, это оказался один из тех редки примеров, когда экранизация во много раз превзошла оригинальное произведение; на моей памяти такое только с «Парфюмером» Патрика Зюскинда было.

В заключение, могу сказать, что рекомендую рассказ к прочтению только тем, кто уже видел классический фильм «Нечто» и его неплохой приквел и просто хочет узнать откуда же фильм берет свое начало. В противном случае, понять, что происходит в этом, если можно так назвать, произведении представляется очень сложным. Удивительно то, что в 1973 году Ассоциация писателей научной фантастики Америки признала повесть одним из самых лучших научно-фантастических произведений и внесла его в антологию The Science Fiction Hall of Fame, что вызывает у меня сильные сомнения в адекватности американских ассоциаций, учитывая какая у них имеется в наличии хорошая классическая литература. Так что мой личный рейтинг 3/10, но никак не больше.