Община Батюк (Ba Chúc) находится в провинции Анзянг, одной из юго-западных провинции Вьетнама, у самой границы с Камбоджей. Это несколько деревень, расположенных в живописном месте. Здесь рисовые поля и фруктовые сады уютно теснятся вдоль невысоких гор, которые считаются священными, вся округа утопает в зелени и залита солнцем. Путешествуя по округе на мотоцикле или велосипеде, можно увидеть маленькие вьетнамские пагоды и величественные кхмерские храмы, алтари местных духов у тысячелетних деревьев и католическую церковь с небольшим деревянным крестом на макушке. Здесь ничего не изменилось за сотни лет: вдоль дорог все так же бродят огромные буйволы, в тех полях, где урожай уже собрали, расхаживают важные гуси, а старики прячутся от полуденной жары в открытых кафе и пьют зеленый чай со льдом. И только рёв мотоциклов возвращает невольного наблюдателя обратно в двадцать первый век с его сотовой связью, двигателями внутреннего сгорания и процентами по кредиту за новый трактор.
С вьетнамского языка название коммуны Ba Chúc можно поэтично перевести как «Три желания». Согласно местной легенде, как только здесь появились люди и основали первую деревню, горный дух, пришедший в обличии красивой девушки, пожелал, что бы каждый год крестьяне приносили к подножью горы три полных даров корзины: с рисом, фруктами и глиняными горшками, искусной работы. За это, в благодарность, горный дух обещал покровительство перед духами погоды и урожая, но в защите от духов новых времен этот договор оказался бессилен.
В 1978 году в коммуне Батюк произошло самое страшное преступление режима Красных кхмеров перед молодой вьетнамской социалистической республикой — массовое убийство 3157 мирных жителей, в результате которого община полностью обезлюдела. Эта резня стала крупнейшим актом агрессии режима Пол Пота в отношении Вьетнама, и фактически спусковым крючком к войне СВР и ДРК, более известной как Вьетнамо-кампучийский конфликт.
История конфликта СВР и ДК
В семидесятые годы прошлого века отношения двух соседей: Социалистического Вьетнама и Демократической Кампучии снова пришли к фазе взаимного недоверия и конфликтов. Десятки веков отношение кхмеров и вьетов были клубком из обид, предательств, редкой дружбы перед более сильными врагами и всего того, что бывает в отношениях любых «братских народов». После угасания кхмерской империи Камбуджадеша, низовья дельты Меконга были постепенно заселены вьетнамцами. Поступательные шаги вьетов в освоении этих плодородных земель привели к тому, что уже в семнадцатом веке странна Кхмер – кром «Нижняя Камбоджа» стала вьетнамской, а кхмерское население стало стремительно размываться новыми хозяевами.
Даже самый большой город современного Вьетнама – Хошимин, некогда был кхмерским портом Прей Нокор, что уже говорить про такие места как Фукуок, провинции Анзянг, Кьензянг, Тэйнинь, которые находятся у самой границы современной Камбоджи, города Камау и Кантхо, некогда бывшие камбоджийскими городами, и сохранившие кхмерские названия. Угасшая Ангкорская империя не могла сопротивляться натиску более сильных и пассионарных соседей. С востока земли захватывал Вьетнам, а с запада Таиланд, превращая некогда великую страну в жалкий огрызок. Так дельта Меконга из страны кхмеров, превратилась в страну вьетов, но историческая обида проигравшего, всегда находит повод проявить себя, тлея как не погашенный окурок в весеннем лесу.
Пылающий Индокитай
В первой половине двадцатого века Индокитайский регион пережил коренной перелом. На смену французской колониальной системе, царившей тут чуть меньше века, пришла пора национального самосознания. Эпоха больших перемен в Европе: первая мировая война и революции, вторая мировая война и политическое переустройство мира, словно эхо, донеслись до Индокитая. Спящий дракон Меконг проснулся – его будоражили и разрывали изнутри противоположные политические течения. Здесь спорили концепции анти колониализма и компрадорства, пробудившийся национализм и призрак коммунизма. Народам Индокитая нужно было решать искать свой путь или идти проверенным маршрутом других.
В шестидесятые началась вторая индокитайская война, которая как пожар объяла Вьетнам, Лаос, Камбоджу, и так или иначе, захватывала Таиланд, Китай, СССР и США. В результате этой войны Вьетнам полностью обрел независимость и территориальную целостность, а в Лаосе и Камбодже к власти пришли коммунистические режимы.
Сила, пришедшая к власти в Камбодже, называла себя «Анкха», что можно перевести как «организация». Она управлялась «братьями», политическими деятелями, чьих имен и званий простой народ не знал. Это был коммунистический режим, впитавший многое от других левых проектов: здесь было что-то от китайского «аграрного коммунизма» Мао, вьетнамского Вьетконга, советского Сталинизма. Страна стала назваться Демократическая Кампучия.
Пол Пот — брат номер два
В семидесятых, разведка и журналисты смогут опознать в неприметном мужчине в традиционной кхмерской одежде выпускника коллежа Сианука, преподавателя истории и французского языка по имени Салот Сар, более известного в истории как Пол Пот. В мировом сознаний о Пол Поте известно, что он развязал геноцид против своего народа, фактически уничтожив образованную прослойку общества: учителей, чиновников, буддийских монахов, развязал войну против Вьетнама, был параноиком и тираном. Во многих своих последующих интервью Салот Сар пытался оправдаться, рассказать о мотивах поступков партии, принимаемых решениях и ситуациях, которые диктовали такую модель поведения. Но всё что осталось от его правления – это разграбленная, униженная и опустошённая страна. До сих пор Камбоджа переживает краткий, но мучительный миг правления Кхмер руж, Красных кхмеров, как их окрестили французы.
Но Пол Пот и его «организация» не смогли бы прийти к власти самостоятельно. Камбоджа всегда находилась на авансцене политической жизни региона, при Сиануке Сурамарите это было сонное царство, но и при его сыне, Сиануке Нородоме, Камбоджа не смогла стать самостоятельной страной. Сианук Нородом пытался достичь абсолютной власти, заискивая как перед французами, так и перед сменившими их американцами, он в то же время путался выстраивать отношения с Вьетконгом, вёдшим свою освободительную войну. Страдал от этой «игры на все стороны» камбоджийский народ, налоги и поборы приводили к крестьянским восстаниям, а коррупция и развал системы управления к многочисленным заговорам внутри ближайшего круга. Простые кхмеры видели спасение в новой силе, активно зарождавшейся в стране – Трудовой партии Камбоджи, которая несла свои коммунистические идеи самым бедным, а таких людей было большинство.
Медвежья услуга
Тогда, в пятидесятых – шестидесятых годах двадцатого века, помощь в организации, тренировке и вооружении кхмерских товарищей оказывала компартия Вьетнама. Да и начиналась всё как Коммунистическая партия Индокитая (КПИк). В последствие эта организация станет ядром коммунистического фронта Вьетконг, а региональные отделения – в Камбодже и Лаосе «трудовыми партиями» этих стран. В коммунистических организациях региона первую скрипку всегда играли вьетнамцы, более подготовленные, прошедший путь от подпольных ячеек коммунистической партии Франции, до самостоятельных организаций.
Хо Ши Мин, Ле Зуан и другие вожди КПИК считали, что после ухода колониальных властей и революции, французская Индокитайская Федерация может стать Индокитайским Союзом, по примеру СССР. Вьетнамцы, как «старшие товарищи», формировали и направляли левые партии в Лаосе и Камбодже, и это покровительство сыграло злую шутку.
В разгар камбоджийской гражданской войны, когда сформированные и обученные вьетнамцами отряды красных кхмеров теснили силы правительства Сианука, в игру вмешался китайский фактор. В этой пьесе были и свои кукловоды, и свои марионетки. Социалистический Вьетнам, который к 1975 году победно закончил гражданскую войну и иностранную интервенцию, был более расположен к Советскому Союзу. СССР все тяжелые годы американской агрессии поддерживали Вьетнам вооружением, гражданской техникой и товарами, военными инструкторами и специалистами. Камбоджийские же коммунисты переориентировались на маоистский Китай, чьи отношения с Советским Союзом растроились после развенчания культа Сталина и начала «ревизионисткой политики» Хрущева – Брежнева. В итоге на шахматной доске с одной стороны был Советский Союз и Вьетнам, с другой Красные кхмеры, переориентировавшиеся на КНР.
Непогашенный костёр
Но причина конфликта была не только в том, какой из коммунистических идеологий следовать. Пол Пот, «брат номер два », но человек номер один в «Анкха» был ярым националистом. Хотя до семидесятых имел большую поддержку во Вьетнаме и не афишировал своих настоящих воззрений в отношении двух народов. Некоторые его биографы находят корни этой ксенофобии в детстве Салот Сара, которое прошло в близости от королевского дворца в Пномпене, где царствовали роскошь и нищета, интриги и политика, а так же китайцы и вьетнамцы.
Французы потворствовали тому, что все экономические рычаги в стране были оккупированы вьетнамцами и китайцами, вьетнамского происхождения. Французская администрация не считала кхмеров «оборотистыми», и всячески помогала более «способным» вьетнамцам запускать бизнес и делать деньги. Кхмеры даже при французах были людьми «второго сорта».
Сразу после захвата Пномпеня в 1975 году официальные органы Кампучии начали нападки в сторону Вьетнама. В радиопередачах и газетах подчёркивалось, что Вьетнам «незаконно» оккупировал террарию дельты Меконга, и должен быть выгнан с «исконных» кхмерских земель. 1978 году накал националистической риторики Демократической Кампучии достиг апогея. На своем выступлении посвященного десятилетию основания Революционной армии Кампучии Пол Пот ясно дал понять, одна из целей его правительства — вернуть отторгнутые территории, ударить всеми силами по вьетнамским захватчикам и восстановить «историческую справедливость». И для этого как раз были условия.
Вернуть своё
Вьетнамский народ только закончил целую серию войн, которые с перерывом длились тридцать лет с 1945 по 1975 год. Страна остро нуждалась в глотке мирной жизни. Огромная армия более чем на три четвертых была демобилизована и направлена на мирное строительство. Единственными боеспособными подразделениями прикрывались север и восток. С севера существовала опасность вторжения войск КНР (так и случилось весной 1979 года), а с юго-запада нужно было прикрывать границу от Камбоджи.
Еще в мае 1975 года красные кхмеры попытались отбить Фукуок. Они высадили десант на северной оконечности острова в районе мыза Ганьзау, но тогда вьетнамцы быстро выбили их со своей территории и усилили своё присутствие в регионе: в порт Антхой перекинули два сторожевых корабля, а на севере расквартировали батльон морской пехоты. Весь период до победоносного 1979 года отряды Пол Пота испытывали вьетнамцев на прочность: совершали вылазки в пограничные области, обстреливали пограничные заставы, убивали мирное население, прикрываясь лозунгами о «захватчиках» вьетнамцах.
Десятки прорывов на территории Анзянг, Кьензянг, Тэйнинь приводили к ожесточенным боям пограничников и вооруженных отрядов красных кхмеров. Отряды полпотовских «хунвейбинов» были плохо вооружены, но отличались жестокостью и идейностью. Некоторые соединения состояли из мальчишек 12 – 14 лет, вооруженных ножами и мотыгами. Это была «Революционная Армия Кампучии», новое поколение кхмеров, воспитанных в духе полного преклонения перед неизвестными «братьями» и Анкой. Во время резни на острове Тхотю в 1975 году было убито 515 мирных жителя, а во время рейда в провинцию Тэйнинь еще 1000 человек. Но самым массовым убийством нонкомбатантов стала резня в коммуне Батюк. Здесь во время рейда были убиты и замучены до смерти 3157 человек.
Резня в общине Три желания
18 апреля 1978 года отряды Революционной Армии Кампучии перешли границу в провинции Анзянг, в районе общины Батюк, и следующие две недели стали настоящим адом для живущих здесь крестьян. Нападающие не делали разницы кто перед ними – вьет или кхмер, убивали всех, и взрослых, и детей, и стариков. Экономили патроны, поэтому основное оружие смерти были ножи, бамбуковые копья и бензин. Людей загоняли в дома, после чего их поджигали. Многие пытались укрыться в буддийских пагодах, но и там их ждала смерть. Всего удалось выжить троим жителям Батюк, которые укрылись в небольшой пещере на горе рядом с деревней.
Некоторые вьетнамские источники утверждают, что в рейде участвовали не только кхмеры, но и китайские инструктора, которые фактически руководили резней. Отношения между Китаем и Вьетнамом это еще один клубок, о котором можно рассказать не меньше, но официальных подтверждений этой информации нет, данная версия строится на воспоминаниях выживших участников бойни, которые утверждали, что слышали китайскую речь и видели женщин офицеров, отдававших команды отрядам кхмеров.
Резня продолжалась 12 дней. Нападающие прочесывали лес и добивали выживших, коммуна опустела. Что бы скрыть место бойни нападающие поджигали дома и постройки, были сожжены и два храма в деревне, в которых путались укрыться люди. После рейда кхмеры отступили за линию границы. Прибывшие на место трагедии вьетнамские войска не смогли застать никого из нападавших, а команды переходить в наступлении на сопредельную территорию не было.
Именно чудовищная резня в Батюк стала спусковым крючком для решения «проблемы красных кхмеров». Вьетнам не мог сразу начать вторжение, так как это бы привело к войне на два фронта: север был под ударом китайских войск, которые неминуемо могли начать своё вторжение в качестве помощи режиму Пол Пота. Но медлить было нельзя, трагедия в Батюк не могла остаться без ответа. Началась скрытная мобилизация и подготовка ответного удара. Из батальонов экономического строительства были призваны резервисты, и менее чем за пол года удалось сформировать боеспособный экспедиционный корпус.
Ответный удар
В конце 1978 года подготовленная и обученная армия социалистической республики Вьетнам в считанные недели дошла до Пномпеня и затем очистила от войск красных кхмеров восточные провинции Камбоджи. Начавшийся весной 1979 года военный конфликт у северных границ Вьетнама с КНР не смог остановить движение экспедиционного корпуса СРВ в Кампучии.
Участие во вторжении принимали и бежавшие от режима Пол Пота во Вьетнам камбоджийцы, из которых были сформированы свои подразделения. Особой роли в военной компании они не принимали, но были удобным орудием «прикрытия» для общественного мнения. Пол Пот с отступающей армией ушел на запад, и еще больше пятнадцати лет оказывал сопротивление новой камбоджийской власти и вьетнамским войскам, которые на десятилетие закрепились в Камбодже. Китайское политическое руководство успело ответить на тот стремительный бросок, который сделала армия Вьетнама, но конфликт между СРВ и КНР был локальным. Китайское правительство было озабочено усилению роли Вьетнама и их патрона СССР в регионе. И хотя мировое сообщество осудило СРВ, вьетнамские войска оказали настоящую услугу для Камбоджи, начав демонтировать деструктивный режим Пол Пота. С этой постановкой акцентов можно спорить, но тот режим, который создало руководство Красных кхмеров, на долгие годы затормозили развитие страны.
Пагода на костях
На месте массового убийств находится небольшой мемориальный комплекс, построенный в 1979 году. Он уже обветшал, как и многие мемориальные здания в стране, но даже короткое посещение «Пагоды на костях» наводит нечеловеческий ужас и смятение. Мемориал выполнен в форме перевернутого цветка лотоса из бетона и окрашен в белый цвет, внутри в стеклянных нишах аккуратно лежат кости и черепа 1159 жертв трагедии. Установить, кому именно принадлежат кости невозможно, единственное, что смогли сделать власти – определить возраст. Так и лежат эти безымянные останки за стеклом, ряд к ряду, как такие же останки миллионов жертв геноцида красных кхмеров в криптах по всей Камбодже. Сожженные же храмы восстановлены, и находятся недалеко от памятника, как и музей трагедии, фотографии в котором рассказывают про те страшные дни.
Трагедия в Батюк стала как причиной, так и оправданием вторжения вьетнамской армии в Кампучию. Сейчас отношения между странами вновь проходят стадию напряжения. Пришедшая к власти в конце семидесятых провьетнамская Народная партия Камбоджи (чуть более полностью чем состоявшая из бывших красных кхмеров) постоянно испытывает давление оппозиции, которую представляют националистические и монархистские круги, в официальной программе которых восстановление «утраченных территорий» названо приоритетом во внешней политике. Поддержку этим силам оказывает китайский капитал, который в конце двухтысячных хлынул в королевство. Китайские деньги диктуют свою политику, и более слабый в экономическом отношении Вьетнам с трудом противостоит этому натиску. В народе сильны анти вьетнамские настроения. Приведет ли это к новой «трагедии в Батюке», неизвестно, но непотушенные пожары страшны именно этой своей неопределённостью.
Что почитать по теме:
На русском языке про вьетнамо-кампучийский конфликт написано мало, но есть перевод статьи «A Tale of Five Generals: Vietnam’s Invasion of Cambodia» (Сказание о пяти генералах: вьетнамское вторжение в Камбоджу) авторства Мерль Л. Приббенау, сделанный Алексеем Нориным . Мерль Л. Приббенау — американский историк, специалиста по военной истории Индокитая в двадцатом веке, профессор, автор множества статей и книг о вьетнамской войне. В «Сказании…» подробно, с фактами, названиями воинских частей и именами командиров описан ход всей компании.
Про феномен Пол Пота и становление движения Красных кхмеров написано множество книг, но особенно хочется выделить труд Дэвида Чендлера «Брат номер один: Политическая биография Пол Пота». Это настоящая биография, опирающаяся только на источники, среди которых десятки воспоминаний, интервью, партийных документов и архивных находок. Она не только пытается ответить на вопрос, кем был Салот Сар, сумасшедшим чудовищем или идеалистом, желающим только лучшего для своего народа, но и расставляет акценты в запутанной истории становления коммунистической партии Кампучии.