Найти тему
Cars Movement

Один из лучших советских (российских) грузовиков. ЗИЛ-130

Завод имени Лихачёва, был одним из самых передовых на тот момент времени. Ему было поручено создание в первую очередь военных автомобилей. Однако, ситуация начала меняться, когда стране для подъёма сельского хозяйства понадобился надёжный, массовый грузовой автомобиль. Разработки в этой области начались с 1953 года. Новой модели грузовика предстояло заменить на конвейере ЗиЛ-164, который уже к этому времени считался устаревшим. О нём поговорим в одной из следующих статей. Так вот зимой 1956 года были изготовлены первые опытные образцы новеньких грузовиков для ходовых испытаний, которые чуть позже получат имя ЗиЛ-130.

Ходовые испытания и окончательная доводка грузовика затягивалась. Очень много было нюансов в конструкции. Одним из существенных являлась установка двигателя от предыдущих моделей ЗиЛ. Рядные, шестицилиндровые моторы (маркировка ЗиС-120) уже перестали удовлетворять своими характеристиками и показателями мощности (он выдавал всего 90 л.с.). Поэтому на замену встал новый восьмицилиндровый, карбюраторный двигатель, мощностью 150 л.с. Уже довольно существенно для такого грузовика.

Коробка передач также изменилась. Вместо 4-ступенчатых механических КПП, пришли на замену 5-ступенчатые коробки с синхронизаторами на всех передачах. И это ещё не все новшества конструкции. Кардинально поменялась форма и оборудование кабины. Она стала комфортнее и просторнее (практически на 2 метра больше, чем у предшествующих моделей). В ней можно было без особых проблем разместится втроём. Для проветривания использовались два люка в крыше (которые позднее всё-таки убрали). Новые приборы на панели, заметно расширился их функционал.

-2

Установили и гидроусилитель руля на него. Полезная вещь всё-таки, управление тяжелой машиной требует. Причём усилитель был встроенный в механизм реечного типа. Потом ещё несколько раз изменяли конструкцию отдельных узлов: генератор переменного тока, зажигание транзисторного типа. В итоге, что получилось - ЗиЛ-130 стал намного надёжнее и совершеннее. Казалось всегда обратное, что выпустят в СССР один раз грузовой автомобиль и больше всё, ни доработок, ни попыток изменить.

Общая длина грузовика составляла больше 6 метров (6 672 мм). Автомобиль с бортовой платформой мог вмещать 6 тонн груза при объёме 5 кубических метров. Вообще вариантов ЗиЛ-130 было очень и очень много. На основе строили автокраны, бензовозы, седельные тягачи (для них был налажен выпуск полуприцепов), самосвалы, цельнометаллические фургоны, пожарные автомобили, автогудронаторы, поливочные комплексы, автомобили аварийных служб и другие виды автомобилей для дорожных работ. Классический бортовой вариант и самосвал нашли своё применение в сельском хозяйстве СССР. Зил-130 также был способен буксировать за собой прицеп, общей массой до 8 000 кг. Окраска автомобиля изменилась. В большей массе кабина и крылья красились в голубой цвет, а решётка радиатора в белый. Хотя встречались и грузовики окрашенные в защитный цвет (хаки), куда ж без армейской службы. А также автомобили с покраской в темно-зелёный, жёлтый, красный и кирпичный (близкий к оранжевому) цвета.

-3
-4

ЗиЛ-130 также использовался в качестве базового шасси, машино-комплекта на основе которого собирались прочие транспортные средства, в том числе не только на территории РСФСР. В Таджикистане на автобусном заводе выпускали автобус ЧАЗ-3205, в Грузии на Кутаисском автомобильном заводе делали тягачи КАЗ-606. О нём вы можете прочитать в отдельной статье, тоже довольно интересный грузовик, получивший прозвище "Горный тягач". Конструкция была настолько удачной, что довольно часто использовалась. Поставки советских грузовиков в социалистические страны, было вполне привычным делом. Поэтому ЗиЛ-130 в слегка изменённом виде можно увидеть сегодня даже на Кубе и в Афганистане.

Судьба грузовика ещё больше интересна. В 1986 году изменился индекс модели на ЗиЛ-431410. Но в народе его по-прежнему называли "Сто тридцатым". Грузовик сумел пережить и худшие этапы жизни нашей страны, распад Советского Союза. Практически в неизменном виде продолжал выпускаться и в 1990-ые. Тогда завод переживал не лучшее время, как в и остальные автопредприятия России. Однако ЗиЛ-130 удержался на конвейере. Всё-таки цена на него была намного ниже, чем на зарубежные аналоги, поэтому ещё долго время он использовался по прямым назначениям.

В 1995 году основное сборочное производство на заводе в Москве было полностью остановлено и переброшено на Урал, а точнее на Уральский автомоторный завод ( там изготавливали армейские ЗиЛы). Вновь изменился индекс машины УАМЗ-43140. Компоновка осталась без модификаций, разве что слегка усовершенствовали кабину, а также выпускали дизельные версии. В 2010 году производство всех моделей завода и нашего легендарного "Сто тридцатого" было полностью прекращено. Единичные экземпляры продолжают колесить по дорогам до сих пор, поддерживаются в рабочем состоянии. Грузовик тепло (хотя и не всегда) вспоминают профессиональные водители, работавшие на них в советское время.

-5
Пишите комментарии! Если хотите ещё интересных статей, то рекомендую ознакомиться с ними на нашем канале. Вот, пример, статья про грузовик МАЗ-500.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц