"Non ut edam vivo, sed ut vivam edo. Я ем, чтобы жить. Некоторые живут, чтобы есть."
Сократ
Чревоугодие или неумеренное потребление пищи является одним из смертных грехов в христианстве. Тема изображения или аллегории семи смертных грехов в католическом или протестантизме была весьма распространенной в искусстве, зачастую в поучительном тоне. Зачастую первое имя таких художников, которое приходит на ум, это Иероним Босх.
Например, его картина "Семь смертных грехов и четыре последние вещи" являются ярким примером изображения семи смертных грехов. Семь жанрово-аллегорических сценок расположены по кругу, что символизирует постоянство греховности. Также, можно сказать что этот круг из семи сценок расположен на радужной оболочке глаза Бога, а в центре зрачка сам Христос - ни один грех не избежит божьего взгляда.
Сцена, изображающая обжорство, находится на самом верху круга, и она перевернута. На ней изображены люди за трапезой: полный мужчина с кувшином в одной руке жадно поедает пищу, его полный сын также тянется к еде, но отец с ним не делится. Сосед за столом опустошает кувшин с вином. Служанка приносит еще блюдо, которое наверняка чревоугодники съедят.
Творчество Босха в целом известно сюжетами, изобличающие христианские пороки, и фантасмагорическими образами. Предположительно он еще писал сюжеты на тему семи смертных грехов. В работе "Аллегория на чревоугодие и любострастие" прослеживается логичная взаимосвязь между двумя этими плотскими грехами в системе морали Средневековья. Чревоугодники собрались вокруг бочки, на которой сидит толстый крестьянин; любовники, символизирующие любострастие, находятся в шатре и пьют вино. Можно сказать, что эту связь можно так интерпретировать: чревоугодие и пьянство приводят к блуду.
В христианском изобразительном искусстве изображение таких животных, как волк или свинья служили аллегорией на обжорство, как например на этой фреске лионского Нотр-Дама-де-Фурвьера.
Религиозная тематика в живописи- достаточно распространённое явление. Она направлена не только на поклонение святым, но так же часто использовалась в поучительных целях, появляясь в совершенно бытовых сюжетах. Таким образом, изображая грехи на полотнах, художники каждой эпохи пытаются поднять определенные общественные проблемы своего времени, а так же затронуть порочность лености каждого человека, показать его со стороны.
Все эти персонажи, жадно заталкивающие куски еды в рот, толстые расплывчатые фигуры, раскрасневшиеся от хмеля лица, отображают далеко не лучшую сторону человеческой личности.
Грузинский художник Мамука Дидебашвили, представленный в нашей галерее BIS ART, тоже не раз обращался к теме греховности. На своих полотнах художник старается полностью раскрывать личность своих персонажей, благодаря очень тонкому построению физиогномического портрета. Каждая черта лица морщина, да и сам мазок не случайны. Глядя на его героев можно с лёгкостью прочитать внутренний мир героя.
Если другие работы, представленные в этой подборке, напрямую изображают животную сторону чревоугодия, то благодаря утонченной манере письма Дидебашвили его герои не обжоры и пьяницы, а гурманы и сомелье, которые именно наслаждаются пищей в утонченной манере.
На старофранцузском слово «обжора» (gloz, glot или glou) обозначало также дебошира — человека опасного и непредсказуемого нрава. А женщин называли «gloute», и это означало — «нимфоманка», «проститутка» или «развратница».
Полный бардак и свинство, оставленное высокопоставленными, казалось бы, хорошо воспитанными гостями после трапезы, показывает истинное лицо господ.
Тот же эффект мы видим на картинах фламандского художника Якоба Йорданса, изображающего праздник «грех королей».
Бытовые сюжеты на тему пьяниц в трактире это, пожалуй, одна из излюбленных тем у художников, где во всей красе можно передать разгульный образ жизни простых работяг, ищущих утешение в алкоголе.