Найти тему
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о самом распространённом грехе в живописи

"Non ut edam vivo, sed ut vivam edo. Я ем, чтобы жить. Некоторые живут, чтобы есть."
Сократ
Од Аллонвий, «Чревоугодие», 2011, холст, масло, 116х89. Частный музей
Од Аллонвий, «Чревоугодие», 2011, холст, масло, 116х89. Частный музей

Чревоугодие или неумеренное потребление пищи является одним из смертных грехов в христианстве. Тема изображения или аллегории семи смертных грехов в католическом или протестантизме была весьма распространенной в искусстве, зачастую в поучительном тоне. Зачастую первое имя таких художников, которое приходит на ум, это Иероним Босх.

Например, его картина "Семь смертных грехов и четыре последние вещи" являются ярким примером изображения семи смертных грехов. Семь жанрово-аллегорических сценок расположены по кругу, что символизирует постоянство греховности. Также, можно сказать что этот круг из семи сценок расположен на радужной оболочке глаза Бога, а в центре зрачка сам Христос - ни один грех не избежит божьего взгляда.

Иероним Босх, «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», 1475—1480, доска, масло, 120х150
Иероним Босх, «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», 1475—1480, доска, масло, 120х150

Сцена, изображающая обжорство, находится на самом верху круга, и она перевернута. На ней изображены люди за трапезой: полный мужчина с кувшином в одной руке жадно поедает пищу, его полный сын также тянется к еде, но отец с ним не делится. Сосед за столом опустошает кувшин с вином. Служанка приносит еще блюдо, которое наверняка чревоугодники съедят.

Сцена, изображающее обжорство, из «Семи смертных грехов и четырех последних вещей»
Сцена, изображающее обжорство, из «Семи смертных грехов и четырех последних вещей»

Творчество Босха в целом известно сюжетами, изобличающие христианские пороки, и фантасмагорическими образами. Предположительно он еще писал сюжеты на тему семи смертных грехов. В работе "Аллегория на чревоугодие и любострастие" прослеживается логичная взаимосвязь между двумя этими плотскими грехами в системе морали Средневековья. Чревоугодники собрались вокруг бочки, на которой сидит толстый крестьянин; любовники, символизирующие любострастие, находятся в шатре и пьют вино. Можно сказать, что эту связь можно так интерпретировать: чревоугодие и пьянство приводят к блуду.

Иероним Босх, «Аллегория на чревоугодие и любострастие», ок. 1500, дерево, масло, 35,8х32
Иероним Босх, «Аллегория на чревоугодие и любострастие», ок. 1500, дерево, масло, 35,8х32

В христианском изобразительном искусстве изображение таких животных, как волк или свинья служили аллегорией на обжорство, как например на этой фреске лионского Нотр-Дама-де-Фурвьера.

«Грех обжорства», фреска, алтарная часть крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция
«Грех обжорства», фреска, алтарная часть крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция
Раймонд Дуйе, «Чревоугодие», конец ХХ, холст, масло, 147х140
Раймонд Дуйе, «Чревоугодие», конец ХХ, холст, масло, 147х140

Религиозная тематика в живописи- достаточно распространённое явление. Она направлена не только на поклонение святым, но так же часто использовалась в поучительных целях, появляясь в совершенно бытовых сюжетах. Таким образом, изображая грехи на полотнах, художники каждой эпохи пытаются поднять определенные общественные проблемы своего времени, а так же затронуть порочность лености каждого человека, показать его со стороны.

Иероним Франкен, «Толстый и худой», конец Хl, масло, дерево. Гренобль
Иероним Франкен, «Толстый и худой», конец Хl, масло, дерево. Гренобль

Все эти персонажи, жадно заталкивающие куски еды в рот, толстые расплывчатые фигуры, раскрасневшиеся от хмеля лица, отображают далеко не лучшую сторону человеческой личности.

Винченцо Кампи, «Едоки рикотты»/«Сыроеды», ок.1580, масло. Музей искусств, Лион
Винченцо Кампи, «Едоки рикотты»/«Сыроеды», ок.1580, масло. Музей искусств, Лион
Мария Бланшар, «Чревоугодие», 1924, холст, масло. Музей искусства модерна, Париж
Мария Бланшар, «Чревоугодие», 1924, холст, масло. Музей искусства модерна, Париж

Грузинский художник Мамука Дидебашвили, представленный в нашей галерее BIS ART, тоже не раз обращался к теме греховности. На своих полотнах художник старается полностью раскрывать личность своих персонажей, благодаря очень тонкому построению физиогномического портрета. Каждая черта лица морщина, да и сам мазок не случайны. Глядя на его героев можно с лёгкостью прочитать внутренний мир героя.

Мамука Дидебашвили, «Поедатель инжира», 2014, холст, масло, 85x70
Мамука Дидебашвили, «Поедатель инжира», 2014, холст, масло, 85x70
Мамука Дидебашвили, «Соммелье», 2016, холст, масло, 127х71
Мамука Дидебашвили, «Соммелье», 2016, холст, масло, 127х71

Если другие работы, представленные в этой подборке, напрямую изображают животную сторону чревоугодия, то благодаря утонченной манере письма Дидебашвили его герои не обжоры и пьяницы, а гурманы и сомелье, которые именно наслаждаются пищей в утонченной манере.

На старофранцузском слово «обжора» (gloz, glot или glou) обозначало также дебошира — человека опасного и непредсказуемого нрава. А женщин называли «gloute», и это означало — «нимфоманка», «проститутка» или «развратница».

Полный бардак и свинство, оставленное высокопоставленными, казалось бы, хорошо воспитанными гостями после трапезы, показывает истинное лицо господ.

Жан-Франсуа де Трой, «Обед устрицами», 1735, холст, масло, 180х126. Музей Конде, Шантийи
Жан-Франсуа де Трой, «Обед устрицами», 1735, холст, масло, 180х126. Музей Конде, Шантийи
Николя Ланкре Живопись, «Ветчина на завтрак», 1735, холст, масло, 123×188. Музей Конде, Шантийи
Николя Ланкре Живопись, «Ветчина на завтрак», 1735, холст, масло, 123×188. Музей Конде, Шантийи

Тот же эффект мы видим на картинах фламандского художника Якоба Йорданса, изображающего праздник «грех королей».

Якоб Йорданс, «Бобовый король»,1640, холст, масло, 156х210. Королевский музей искусств, Брюссель
Якоб Йорданс, «Бобовый король»,1640, холст, масло, 156х210. Королевский музей искусств, Брюссель
Якоб Йорданс, «Бобовый король», 1638, холст, масло, 160х213
Якоб Йорданс, «Бобовый король», 1638, холст, масло, 160х213

Бытовые сюжеты на тему пьяниц в трактире это, пожалуй, одна из излюбленных тем у художников, где во всей красе можно передать разгульный образ жизни простых работяг, ищущих утешение в алкоголе.

Франс Хальс, Лютнист с бокалом вина
Франс Хальс, Лютнист с бокалом вина
Ян Стен, «Гуляки», 1660, дерево, масло, 39х30
Ян Стен, «Гуляки», 1660, дерево, масло, 39х30
Жак де л'Анж, «Обжорство», ок. 1642, холст, масло, 125х102
Жак де л'Анж, «Обжорство», ок. 1642, холст, масло, 125х102