475 подписчиков

«Не обвиняй соседа в колдовстве»...

  Итак, некоторые особенности «Законов Хаммурапи» мы выяснили. Сейчас рассмотрим, как осуществлялось правосудие в Вавилонском царстве.

Итак, некоторые особенности «Законов Хаммурапи» мы выяснили. Сейчас рассмотрим, как осуществлялось правосудие в Вавилонском царстве. Это будет самый первый раздел «Законов» с шестого параграфа по двадцать пятый. Первые пять параграфов – это восхваления Хаммурапи и подтверждение того, что «законы и власть ему даны богами».

Внимание! Далее в статье будут приведены тексты параграфов из «Законов Хаммурапи». Тексты взяты из издания «Культурно-исторические памятники Древнего Востока. Законы царя Хаммураби» выпуск 1, 1904 года. Под редакцией профессора Б.А. Тураева.

  Итак, некоторые особенности «Законов Хаммурапи» мы выяснили. Сейчас рассмотрим, как осуществлялось правосудие в Вавилонском царстве.-2

Первый раздел, как уже отмечалось в предыдущих статьях, устанавливал основные принципы отправления правосудия в стране. А начинается он с установления наказания за «ложные обвинения в убийстве и чародействе». Видимо подобные явления случались в Вавилоне, если наказания за них внесены в сборник законов. Но, интересно даже не это, а наказание за такие «преступления». Как бы вы поступили, если бы вас ложно обвинили в убийстве? А в колдовстве? Возмутились бы, вне всякого сомнения. Что еще? Обратились бы в суд? Возможно, но эффективность подобных действий сейчас невысока. Наверное, настучали бы «обвинителю» по разным частям его тела, причем сильно и, даже ногами J. А вот в Древнем Вавилоне за такое лжесвидетельствование полагалась смерть (параграф первый). То есть, в первом разделе (и далее по всему «Кодексу»), как видим, прослеживается так называемый «принцип талиона» (равное, симметричное воздействие), когда мера наказания должна соответствовать причиненному вреду.

Многие исследователи считают, что первые два параграфа первой группы законов, видимо, относятся к одному и тому же действию – ложному обвинению в убийстве путем колдовства. Потому, что «обычные» убийства в Вавилоне были скорее исключением и, даже, сенсацией, о которой потом долго говорили и в городе, и за его пределами. А вот убийство с помощью колдовства – совсем другое дело, колдовать-то раньше умели… А простые смертные, все поголовно, этих самых колдунов сильно боялись. Отсюда и закон…

  Итак, некоторые особенности «Законов Хаммурапи» мы выяснили. Сейчас рассмотрим, как осуществлялось правосудие в Вавилонском царстве.-3

В параграфе же втором можно обнаружить следующую интересную деталь. В нем есть возможность проводить некое подобие расследования дела. Суть данного расследования в том, чтобы доказать вину или невиновность обвиняемого путем проведения дополнительных следственных действий, если сразу вину подтвердить невозможно (нет свидетелей, например). В этом случае «следует прибегнуть к ордалиям (божьему суду). В чем же этот «божий суд» проявлялся? Все происходило проще, нежели, например, сейчас. Обвиняемый должен был поклясться именем бога или царя в том, что не совершал того, в чем его обвиняют, но, это случае, если предполагаемый проступок обвиняемого не был слишком серьезным (основание – клятвопреступника настигнет кара богов). Если же «преступление» было серьезным, то серьезным становилось и испытание. Допрашиваемого погружали в воду на некоторое время и, если он не утонул, значит был невиновен.

Кстати, лжесвидетельствование тоже каралось по «Законам Хаммурапи», также, как и ложное обвинение. Но, об этом уже в следующей статье.

Благодарю вас за внимание, дорогие друзья!
Ставьте «палец вверх», если статья вам понравилась. Делитесь ею с друзьями и, оставляйте свои комментарии.
И, конечно же, подписывайтесь на канал «Школа-Дома»!
До новых встреч!