Найти тему
Я люблю кино

Забытый русский гений, у которого учились создатели «Звёздных войн»

Оглавление

Павел Владимирович Клушанцев мог бы стать коллегой Сергея Павловича Королёва, но судьба распорядилась иначе. Из-за матери, которая была пострадавшей при советской власти дворянкой, Павла признали неблагонадёжным и не приняли в Технологический институт. Клушанцев поступил в Ленинградский фотокинотехникум, но не оставил тягу к изобретательству: благодаря ему на студии «Лентехфильм» появился «трюковый кабинет», в котором творились подлинные чудеса, удивлявшие даже голливудских кудесников.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

Павел Клушанцев. Фото: Википедия
Павел Клушанцев. Фото: Википедия

Никола Тесла советского кино

— Я вечно был Робинзоном Крузо, который высекает камнями огонь, — писал Павел Владимирович в своей автобиографии много лет спустя.

— В кино он был своего рода как Никола Тесла в электротехнике, потому что для выполнения сложнейших технических задач находил всегда неожиданные и не требующие больших затрат уникальные решения, — вспоминал о Клушанцеве бывший главный редактор «Лентехфильма» Валерий Суслов.

Кадр из фильма «Планета бурь»
Кадр из фильма «Планета бурь»

Павел Клушанцев подарил советскому кинематографу порядка трёхсот оригинальных идей, среди которых были как любопытные трюки и уникальные методики съёмок, так и не имеющие аналогов механизмы, приспособления и аппараты, включая стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для съёмок под водой и систему автофокуса. Многие свои изобретения Павел Владимирович не смог даже запатентовать, поскольку узколобые чиновники не понимали их значимости.

Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews.

Кадр из фильма «Планета бурь»
Кадр из фильма «Планета бурь»

Советский Кубрик

Клушанцев снимал научно-популярные фильмы об устройстве Вселенной и редких природных явлениях, а с началом «космической гонки» переключился на картины об освоении космоса. Позднее его коллеги шутили, намекая на популярный миф о снятой Стэнли Кубриком высадке американцев на Луну, что если бы Клушанцеву дали больше денег, советские космонавты первыми достигли бы спутника Земли.

Прежде чем приступить к съёмкам, Павел Владимирович досконально изучал техническую сторону вопроса, консультировался с учёными. Вероятно, поэтому собственноручно созданный им для фильма «Дорога к звёздам»макет космической ракеты был практически зеркальным отражением засекреченных в то время разработок Королёва.

Кадр из фильма «Дорога к звездам»
Кадр из фильма «Дорога к звездам»

Крёстный отец «Звёздных войн»

Биограф Павла Владимировича Евгений Харитонов рассказывает, что, приехав в Советский Союз, Джордж Лукас просил организовать ему встречу с «товарищем Клушанцевым», которого он величал «крёстным отцом "Звёздных войн"». Вышеупомянутый Кубрик, согласно заверениям Харитонова, также признавался, что без Клушанцева не было бы «Космической одиссеи» (2001: A Space Odyssey). В это легко поверить, ведь именно у Клушанцева мы впервые видим космическую станцию тороидальной формы, а также имитацию невесомости.

Кадры из фильмов «Дорога к звездам» (слева) и «2001 год: Космическая одиссея» (справа)
Кадры из фильмов «Дорога к звездам» (слева) и «2001 год: Космическая одиссея» (справа)

Единственная научно-фантастическая картина Павла Клушанцева, вышедшая в 1962 году «Планета бурь», намного опередила своё время и предвосхитила многие шедевры мирового кинематографа.

В фильме, повествующем о советской экспедиции на Венеру, можно увидеть шагающих по инопланетным ландшафтам динозавров и парящего в небе птеродактиля,

Кадры из фильма «Планета бурь»
Кадры из фильма «Планета бурь»

космонавтов в скафандрах, которые вполне уместно смотрелись бы в «Прометее» (Prometheus) Ридли Скотта,

Кадры из фильмов «Планета бурь» (слева) и «Прометей» (справа)
Кадры из фильмов «Планета бурь» (слева) и «Прометей» (справа)

и летающий автомобиль, до боли напоминающий спидер Люка Скайуокера.

Кадры из фильмов «Планета бурь» (слева) и «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (справа)
Кадры из фильмов «Планета бурь» (слева) и «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (справа)

— В технически богатой Америке очень не хватает «выдумщиков», — писал в своей автобиографии Клушанцев. — Мы же, технически нищие, работали по принципу «голь на выдумки хитра» и «на щепочках и верёвочках» решали технические проблемы, для них не разрешимые.

Поражал воображение и придуманный Павлом Владимировичем робот «Железный Джон». Робота воплотил на экране мастер спорта по вольной борьбе Борис Прудковский, поскольку только подготовленному спортсмену оказалось по силам перемещаться в кадре в тяжёлом костюме — а ведь в одной из ключевых сцен фильма металлический здоровяк должен был нести на плечах двух человек!

Кадр из фильма «Планета бурь»
Кадр из фильма «Планета бурь»

Кстати, по сюжету картины этот стальной гигант погибал в лаве, пожертвовав собой ради спасения коллег по экспедиции. Пользуясь случаем, хотелось бы передать привет Джеймсу Кэмерону и фильму «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day).

Кстати, оскароносный американский специалист по спецэффектам Роберт Скотак, работавший в том числе и над вторым «Терминатором», в середине девяностых приезжал в Россию, чтобы найти Павла Владимировича и расспросить его о технических тонкостях. Оказывается, за 40 лет западные киноделы так и не смогли разгадать некоторые тайны Клушанцева. Советский мастер просто отдал заокеанскому коллеге свой архив с фотографиями, чертежами и подробными описаниями ноу-хау.

— Я чувствовал себя так, словно мне подарили клад стоимостью в миллионы долларов, — сказал Скотак в одном из своих интервью. — Я показывал эти фотографии коллегам, и они не верили, что подобное могли сделать в Советском Союзе.

Кадр из фильма «Планета бурь»
Кадр из фильма «Планета бурь»

Картина «Планета бурь» была прохладно принята отечественными критиками, но имела успех за рубежом. Советскую научную фантастику закупили для проката 28 стран мира, но в США фильм Клушанцева перемонтировали, использовав фрагменты из него для создания двух новых картин: «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women). В последней версии, увидевший свет в 1968 году, оригинальные эпизоды были разбавлены доснятыми сценами с участием полуголых космических амазонок.

Кадр из фильма «Путешествие на планету доисторических женщин»
Кадр из фильма «Путешествие на планету доисторических женщин»

Павел Владимирович Клушанцев ушёл из жизни 27 апреля 1999 года в возрасте 89 лет. Он оставил после себя сына и дочь и стал героем трёх документальных картин, посвящённых его жизни и изобретениям.

По вопросам рекламы: ads@anews.com

Наука
7 млн интересуются