Территория проекта — остров Туношенский на реке Волга рядом с аэропортом Туношна. Пред собою на планшетах мы видим некую сказку. Тут представлены разнообразные «волшебные» взаимодействия живой природы с водой. Или наоборот, т.к. проект назван Аква-Вита.
И вроде на бумаге, как и поверхности воды всё гладко. Острова на Волге не столь часты, так почему же не посвятить один из них, и при том такой живописный, изобилующий внутренними каналами, отдыху, единению с природой и водной стихией?
Однако, при более тщательном и глубоком анализе графических материалов, представленных тут становятся различимы некоторые философские вопросы, расположенные на бэкграунде данных планшетов. Если кратко предвосхитить сделанные рецензентом открытия, то можно сказать, что проект Живая Вода олицетворяет некий центр пространственно-временного разлома и средоточие противоречий.
Казалось бы, зелёные поля, расщепляющееся на тысячи трепещущих и преломляющихся искр, отражение летнего солнца в реке. Остров, наполненный жизнью. И всё это изображено в изысканной, несколько декадентской тончайшей лиричной графике с небольшой грустинкой. Этот проект мог бы быть защищаем, к примеру, в МУЖВЗ* в 1916 году и был бы принят на ура тамошней легендарной и одновременно мифической дипломной комиссией. Но это только на первый взгляд.
Поскольку уже поднят вопрос времени, давайте попробуем определить, собственно, какой временной период соответствует сему проекту. Несколько цифр: 1916, 2016, 2116. Чтобы немного пояснить данный числовой набор, обратимся к деталям:
Многочисленные деревянные обломки, составляющие основу архитектурных решений выглядят весьма старинно. Какие-то осколки лодок, вязанки поваленного леса, всплывшие из глубин дубовые корневища.
И всё это причудливо изогнуто — то ли постоянными изменениями влажности, либо стараниями архитектора, или же подчиняясь разветвлённым формам прогрызенных древесными жучками каналов, которые в свою очередь взаимосвязаны с природными закономерностями, кривыми Безье, на параметры которых повлиял очередной гравитационный импульс от далёкого столкновения двух супермассивных Чёрных дыр. Или же просто изменение состава тины в речной заводи. Сие науке не известно.
Как и условное время, которое олицетворяет проект. Это, конечно, далеко не 1916-ый. А в циничном 2016-ом такая сказка и вовсе была бы не возможна, т.к. достаточно искусные деревянных дел мастера уже покинули нас к данному времени, а без низ всё это непредставимо.
Возможно, совершенно внезапно мы тут видим следы предстоящей глобальной катастрофы, всемирного наводнения, предстоящего в следующее столетие. Иначе откуда здесь столько обломков различных речных и морских судов, которые раньше не были замечены в наших широтах.
© Семён Расторгуев, рецензия
© Ирина Смирнова, дипломный проект