На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства "О федеральной государственной информационной системе "Управление государственной единой облачной платформы" и проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов в государственную единую облачную платформу, а также по оборудованию автоматизированных рабочих мест в федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах", разработчиком которого выступает Минкомсвязь.
Постановление готовится в рамках национальной программы "Цифровая экономика" в целях "повышения эффективности использования информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, созданной для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Полуторагодовой эксперимент по переводу информационных систем и ресурсов в единую облачную платформу должен начаться 1 июня 2019 года и предполагает создание ФГИС "Управление государственной единой облачной платформы" и постоянно действующего стенда, на котором планируется проводить тестирование "технических решений, соответствующих временному стандарту типовых технических решений для поставщиков программных услуг и услуг облачных вычислений". В качестве подопытных кроликов будут выступать собственно Минкомсвязь, Фонд социального страхования, Министерство юстиции, Государственная фельдъегерская служба, Федеральная таможенная служба, Ростехнадзор, Росгвардия и Минтруд, а в качестве исполнителя называется ФГБУ "НИИ "Восход".
Если я правильно понял текст проекта, собственно облачные услуги будут оказывать некие не-только-государственные "поставщики", а ФГИС "Управление государственной единой облачной платформы" станет своего рода супервизором системы и будет, в том числе, обеспечивать:
- защиту информации, содержащейся в информационных ресурсах государственной информационной системы, в том числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий;
- идентификацию, аутентификацию и авторизацию участников государственной информационной системы, осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации в ней;
- ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о лицах, осуществивших изменения.
Идея, на первый взгляд, перспективная, но есть несколько настораживающих моментов.
Во-первых, не совсем ясно, как ФГИС будет обеспечивать непосредственно защиту от копирования информации, если поставщики облачных услуг будут в достаточной степени самостоятельны. А они должны быть самостоятельны, иначе разделение на поставщиков и супервизора теряет смысл.
Во-вторых, есть опасение, что из-за реализации требований по защите информации ФГИС станет "бутылочным горлышком".
И, в-третьих, есть основания полагать, что эксперимент будет признан успешным вне зависимости от того, что произойдёт на самом деле, поскольку есть у нас такая национальная черта - объявлять успешными все государственные проекты. Потому что у неуспешных проектов должна быть фамилия, имя и отчество, что грозит крушением карьеры и, следовательно, никому не нужно. И тогда идею тихо заметут под лавку, как это уже было сделано с распоряжением Правительства РФ от 26.06.2016 №1588-р, согласно которому все федеральные органы исполнительной власти и внебюджетные фонды уже год как должны работать исключительно на отечественном программном обеспечении.