Нам каждый день приходится запоминать определенное количество информации. Если Вы школьник, студент или человек, который меняет профессию – такая необходимость увеличивается в разы. Понятно, что существует множество методик для эффективного запоминания большого количества информации, но далеко не все они полезны.
Чтобы превратить процесс запоминания в интересную и эффективную процедуру мы решили сами разобраться со всеми этими техниками и предложить вам только самые лучшие.
Для начала мы разделили их по элементам, которые нужно запоминать:
- числа;
- иностранные слова;
- текст.
Самым эффективным способом запоминания чисел является мнемоника. Эта методика использует Александр Касатов, чемпион Украины по спортивному запоминания 2016 года.
Мнемоника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем информации.
Мнемотехника основана на простой визуализации того, что надо запомнить, и выстраивании ассоциаций с тем, что существует вокруг вас. Например, надо изучить формулу, часть которой е0. Произносим про себя несколько раз и определяем, что комбинация “является ноль” несколько созвучно с “енот”. Когда на уроке надо будет вспомнить формулу, вы с легкостью восстановите в памяти енота. К тому же это гораздо приятнее, чем зубрить сухие цифры.
Конечно, это все очень интересно, но вопрос остается открытым: как запомнить номера телефонов или другие скучные длинные числа. В таком случае надо использовать другой трюк мнемотехники. Мы связываем каждую цифру с ее первой буквой: 3 = т, 4 = ч, 5 = п и так далее. Следующий шаг – поиски созвучия. Например, 96 = дш ~ душа. Среди преимуществ этого метода то, что можно выбирать любые слова и ассоциации, которые импонируют именно тебе. А еще ты можешь почувствовать себя настоящим Шерлоком, ведь герой одноименного сериала использовал такую же технику мнемоники, она же римская комната, она же метод Цицерона, она же дворец ума, она же цепные ассоциации.
Чтобы хорошо запомнить иностранные слова, мы советуем использовать следующие методики.
Карточки. Можно либо самостоятельно нарезать большое количество разноцветных маленьких квадратных листов, или приобрести бумагу для заметок. С одной стороны такой карточки пишем слово, с другой – его перевод. Понятно. что слов будет много. Поэтому лучше при изучении каждой новой темы выписывать на карточки сложные слова. Также эти карточки можно закрепить на предметах мебели – так или иначе, а слова будут периодически попадаться на глаза. Эта хитрость позволит вам не заучивать слова. Новые слова будут легко запоминаться.
Группировка. Объясните ученикам простое правило: худшее, что они могут сделать, это учить новую лексику бессистемно. Слова лучше запоминаются, когда они объединены в определенные группы. Можно воспользоваться особым свойством мозга: он хорошо запоминает противоположные значения, поэтому лучше изучать слова парами антонимов, например angry / happy. Используя интерактивную доску или собственный телефон можно самостоятельно из перечня слов составлять логические группы. Это значительно ускорит процесс изучения.
Истории. Предложите ученикам взять перечень слов, которые они должны изучить и создать с их помощью небольшую историю, пусть даже и не очень логичную. Такой подход позволит не только быстро изучить необходимые слова, но и поможет неплохо провести время.
Запомнить текст, на мой взгляд, самая сложная задача. Ведь они далеко не всегда простые и интересные и здесь уже нужно приложить немало усилий, чтобы справиться.
Метод пиктограмм. Чтобы запомнить прозаический или стихотворный текст с помощью этого метода, надо:
- выделить ключевые слова или короткие основные фразы;
- на интерактивной доске к каждому слову нарисуйте пиктограммы (рисунки должны быть как-то связаны с ключевым словом);
- закрыть текст и попытаться воспроизвести его, имея перед глазами только пиктограммы.
Визуализация. Оптимальный вариант для использования на уроках литературы или истории. Предложите ученикам во время чтения текста не просто пробежаться глазами по строчкам, а ярко представлять все события. Герои предстают в необычных или даже комических образах? Отлично, так они запомнятся еще лучше!
Повторение. Обычное повторение может быть эффективным, но только в случае правильной его организации. Обычное многократное воспроизведение информации не является эффективным, как повторение, что определенным образом распределена во времени. Здесь пригодится методика Эббингауза, известного немецкого психолога, который еще в XIX веке установил, что процесс запоминания не является однородным. Итак, если без повторения никак, то предложите ученикам не просто время от время перечитывать учебник, а делать это по определенному алгоритму:
- первый повторение – сразу после прочтения;
- второй повторение – через 20 минут после первого;
- третий повторение – через 8:00 после второго;
- четвёртого повторение – через 24 часа после третьего.
Объясните ученикам, что если они организуют работу именно таким образом, то точно смогут запомнить необходимую информацию как раз к следующему к уроку. А вот чтобы изученное не забылось действительно долго, то нужно повторить все еще два раза: через 2-3 недели, а затем через 2-3 месяца.
В процессе подготовки к ВНО все эти методы станут очень кстати. Как показывает многолетняя практика учителей – они еще и экономят время и силы. Не нужно заучивать материал, а результат экзамена порадует учеников, родителей и учителей.