В сериале задействованы актеры Кристофер Эббот, Джордж Клуни и Хью Лоури. Сейчас для меня это самая желанная экранизация года.
Писать, разумеется, буду о книге- пока не вышел сериал. Уловка-22- введенный автором термин о парадоксе, возникшем из-за утверждений, которые взаимоисключают друг-друга. Парадокс- причина несчастий главного героя, военного летчика с непривычной для американцев фамилией Йоссариан. Он стремится выполнить норму боевых вылетов, чтобы отправиться домой. Как только он приближается к необходимому числу, норму повышают. Йоссариан приходит в отчаяние, и, то отлеживается в военном госпитале, с якобы больной печенью, то заявляет о сумашествии. Последний диагноз должен избавить его от военной службы, но в этом-то и парадокс- когда Йоссариан признает себя душевнобольным и требует выслать домой, то доказывает собственное здравомыслие. Ведь настоящий псих- тот, кто желает остаться на войне. Абсурдность формализма усиливают прочие парадоксы, разбросанные по книге- забавные и грустные.
Товарищеский дух в книге силен, хоть и не очевиден. Каждый считается чокнутым по собственной причине- один влюблен в проститутку и тратит на нее все свое жалование, второй помешан на технике, третий любит фотографировать обнаженных женщин и приходит в экстатический азарт при виде женского тела. Обилие имен, героев и историй поначалу обескураживает, но с ходу погружает в фантасмагоричную кутерьму. А каждая история уморительно прекрасна, как фрагменты талантливого скетчкома, шутки из которого хочется пересказывать слово в слово- так восхитительна их игра.
Постепенно за внешним фарсом проступает все уродство войны: страх юных солдат перед смертью, безразличие начальства, цинизм людей на войне зарабатывающих. Приходишь к выводу, что все человечество- унылое дерьмо, и если разобраться, то и ты в их числе. И все же, нет. Нет. Надежда есть. Потрясающая концовка только подтверждает это. Не переворачивает мир с ног на голову, но ты закрываешь книгу и понимаешь, что все, черт возьми, в порядке. Наш пыльный шарик продолжает крутиться, а копошащаяся на нем кучка существ, все же больше, чем удачливая горстка, и значит, не все еще потеряно.
За экранизацию, конечно, переживаю. Разочарования последних лет усугубляют опасения- многие фильмы так и остались в закладках, непросмотренными. В случае с Уловкой вряд ли буду прислушиваться ко мнению рецензентов и разберусь самостоятельно, слишком велик соблазн увидеть, что выйдет у киношников.