"Нацисты с большевиками — братья на век!" - именно так некоторые воспринимают советско-германский договор "о ненападении", подписанный 23 августа 1939 года. Этот договор породил множество мифов и домыслов, слухов и легенд. Как в действительности произошла встреча войск "союзников"?
К написанию данной статьи меня подтолкнуло обилие комментариев, оставленных читателями по поводу заметки "Парад в Бресте. Ложь, ставшая историей". Многие, кажется искренне, считают, что проведение этого мероприятия "со всей убедительность" доказывает то, что немцы и советы просто "поделили" Польшу, расцеловались в десна, "хряпнули" шнапса и договорились о встрече 22 июня.
Первая встреча "союзников"
Она состоялась 19 сентября 1939 года в очень "теплой" обстановке. В этот день комбриг П.С.Фотченков направил парламентеров к начальнику польского гарнизона города Львова для переговоров о его сдаче.
Бронемашины парламентеров подверглись обстрелу и были атакованы немецкими частями. Итог. Немцы потеряли: 2 пушки, 1 офицера и 4 солдат убитыми; наши потери составили: две бронемашины с экипажами. Война, бывает всякое... Ну ошиблись, ну не разобрались.
Для того чтобы потомки не уверовали в ошибку, немцы сделали одолжение. Через пару часов после вышеописанного боя они атаковали передовые позиции советских войск. Попытка прорыва не удалась. Потери немцев не совсем понятны, но из боевого журнала 24 бригады известно, что на поле боя осталось два немецких танка и 3 трупа. Потери же наших войск составили: 2 бронемашины, 1 танк, трое убитых и четверо раненых.
Имел место и воздушный бой. Тут, вроде, без потерь.
Первые переговоры
На "разбор полетов" к комбригу Фотченкову прибыл некий полковник Шляммер. Он выразил свое недоумение: "почему рус зольдат не бежит от доблестный вермахт". Видать забыл, а может просто не сообщили бравому полковнику, что еще 23 августа Сталин и Гитлер "поделили" Польшу.
Наш комбриг посоветовал герру полковнику "уматывать подобру-поздорову". Ответом немцев стал категорический отказ. Расстроенный полковник пожаловался в Берлин и уже утром 20 сентября фон Шуленбург заявил ноту товарищу Молотову. В ней содержались ультимативные нотки и звучало требование отвести советские войска для "предотвращения серьезного конфликта". Странно, что посол германии в Москве "забыл" о разделе Польши...
Только личное вмешательство фюрера позволило избежать дальнейшей эскалации конфликта. Германский генералитет был очень недоволен приказом об отводе войск и окрестил 20 сентября как "день позора немецкого политического руководства".
Это цитата из дневников Гальдера. Правильно, какой дурак скажет начальнику штаба сухопутных войск о "секретных" протоколах. На то они и секретные....
Вроде разобрались...
Нет, инцидентов была масса. Один из них связан с неким Гудерианом. Эта личность страдала деменцией, не иначе. Он "забыл" о том, что еще вчера проводил "совместный" парад в Бресте. 23 сентября его подчиненные атаковали части 8-й стрелковой дивизии РККА возле Видомли.
В этой заметке я описал только пару примеров взаимодействия войск "союзников", но, поверьте, стычки и артиллеристские дуэли происходили с завидной регулярностью.
Рекомендую к прочтению:
P.S. Ставьте лайки и делитесь в соцсетях. Если эта тема интересна, то она может быть рассмотрена более детально. Пишите в комментариях, а ещё лучше - в группе Военная история.
Вы можете поддержать канал. Это позволит тратить больше времени на сбор информации и подготовку материала. Спасибо!