Что может быть прекраснее сказки? Тут тебе и народная мудрость, тут тебе и возможность попасть в мир волшебства, и уверенность, что добро победит зло. Сказки - эти чуть ли не первая "духовная пища", которую мы получаем, едва начинаем осознавать себя.
Но все ли сказки одинаково полезны?
Итак... раз, два, три, четыре, пять - начинаем рассуждать.
СКАЗКИ, КОТОРЫЕ НАС РАЗРУШАЮТ.
1. "Красавица и Чудовище" (в русском варианте - "Аленький цветочек").
Краткое содержание: девушка, одержимая идеей самопожертвования, прется невесть куда, встречает там ходячий кошмар, начинает его жалеть, а потом (внезапно!) и любить. И - вуаля!- вместо клыкастого, когтистого и мохнатого монстра перед ней материализуется прекрасный принц, причем с зАмком, слугами и прочими ништяками.
Что нам хотят сказать: Любовь, самопожертвование и немного авантюризма способны из любого козла сделать мужчину своей мечты.
В чем опасность? А в том, что выросшие девочки начинают расхватывать козлов, как горячие пирожки, и старательно их "расколдовывать" силой любви. А они, паразиты, как были козлами, так и остаются.
2. "Золушка" (в русском варианте - "Морозко")
Краткое содержание: девушка, оставшаяся без матери, вынуждена пахать, как трактор "Беларусь" на мачеху-садистку и безруких сводных сестричек, потому что отец - тюфяк и подкаблучник - не может показать женушке, кто в доме хозяин. Внезапно появляется некая волшебная субстанция, приводит девушку в товарный вид и тут же организовывает лав-стори с хэппи-эндом. Мачеха и сестрички обливаются слезами (или кровью, тут возможны варианты), папенька тихо радуется, что все утряслось без его участия .
Что нам хотят сказать: Будь хорошей (читай - покорной, безответной, жертвенной) - и будет тебе море счастья и океан любви.
В чем опасность? Девочки стараются быть хорошими. Очень стараются быть очень хорошими - для родителей, для учителей, для начальства. Пахать за три копейки? Не вопрос! Начальник - самодур и хам? Дайте два! Потому что не сегодня - завтра придет Олигарх Олигархович с лабутеном и заберет девочку на Канары. А пока - улыбаемся и пашем!
3 "Снежная королева" (в русском исполнении - "Хозяйка медной горы")
Краткое содержание: жили-были мальчик и девочка в полном согласии и нежной любви, и тут появилась ОНА - стерва. Красивая, конечно, но стерва.
Бедный мальчик, которому попала в глазик льдинка (или в головушку цветочек каменный залез) тащится за стервой, как теленок, и ничего сделать с собой не может. Потому как заколдованный! Что надо делать? Спасать!!!!
И девочка героически преодолевает все трудности и опасности, стаптывает в кровь босы ноженьки, но находит неверного несчастного, а найдя - долго ревет на его груди, покуда он не осознает, что был неправ... ой, нет, это же осколок (цветочек) виноват, да.
Стерва посрамлена, любовь торжествует, блудный мальчик водворен на место постоянной прописки.
Что нам хотят сказать: За любовь надо сражаться, как Рогдай с печенегами - не жалея пота, крови и слез. А мужик.... так-то он хороший, это все стерва, ату ее!
В чем опасность? Подросшая девочка убеждена, что: а) мужик - это телок на привязи, кто потянет, за тем и увяжется; б) уведенного теленка нужно срочно привести назад, даже если за время, потраченное на возвращение "блудного теленка" можно было найти приличное стадо; в) если хорошенько пострадать и пореветь, все наладится.
4. "Алые паруса". (без вариантов).
Краткое содержание: жила-была девочка Ассоль, которой пьяный проходимец рассказал волшебную сказку о том, что под специальными алыми парусами за ней приплывет отважный капитан и заберет ее из этого поганого места, где ей, такой нежной и утонченной, абсолютно не место.
Девочка верит окончательно и бесповоротно, в чем ее поддерживает любящий папенька, который, тем не менее, ничего не предпринимает, чтобы увезти девочку из действительно поганого поселка, где ее натурально травят (между прочим, по его же милости).
И Ассоль превращается в Ждуна. Она не пытается ни вписаться в жизнь Коперны, ни ее покинуть. Она ЖДЕТ. Неизвестно кого, неизвестно зачем, но ЖДЕТ. И Грей под алыми парусами действительно приплывает, чтобы забрать совершенно незнакомую девушку и увезти ее в новую жизнь, в которой ни он, ни она, не знают, что будут делать друг с другом. Папенька опять-таки радуется, что все решилось как-то само собой.
Что нам хотят сказать: ЖДИ. И ничего не делай - все уладится само собой.
В чем опасность? Девочку не любят, потому что все вокруг плохие, а она одна в белом пальто. Но обязательно появится некто с красным парусом, надо только его как следует намечтать.
5. "Русалочка" (тоже без вариантов).
Краткое содержание: жила-была вполне себе счастливая особь с рыбьим хвостиком, которая ради любви к полузатопленному принцу пожертвовала хвостом, голосом и, наконец, жизнью.
А он об этом так и не узнал.
Что нам хотят сказать: Плевать на себя - на свой голос, на то, что каждый шаг - это боль. Тебя пытаются спасти? Брось спасение в морскую пучину и сама сигай туда же. Главное - ОН счастлив.
В чем опасность? Вырастает ЖЕРТВА - в аптекарски чистом виде. И очень быстро погибает - если не физически, то уж точно как личность. А тот, ради кого эта вся каша заваривается, может быть вообще не при делах. Это глупо? Ну что вы, это красиво.
Так что делать, спросите вы? Кинуть сказки в топку?
Не думаю, что это хорошая идея. Но, мне кажется, имеет смысл, прочитав своей дочери или внучке ту же "Золушку" спросить - а что бы ты сделала на ее месте? И если в ответ получите :"Надела бы мачехе котелок на голову" - поздравляю, у вас растет думающая личность!