26 апреля 1986-го произошел взрыв на Чернобыльской атомной станции, который навсегда изменил жизни тысяч человек. Есть в этой истории и футбольная страница.
27 апреля местная команда "Строитель" должна была играть с "Машиностроителем" из Бородянки в Припяти. Именно в этом городе - теперь призраке - а не в Чернобыле находится станция. Но было уже не до футбола...
Во время Евро-2012 я нашел Александра Вишневского, игравшего в 1986-м за "Строитель". Он родился в селе Ильинцы, что недалеко от Припяти, где работал и играл в футбол. Отправились с ним буквально из фан-зоны на Крещатике - в зону отчуждения.
- Приезжаю сюда каждый раз на Пасху. Въезд в зону отчуждения в эти дни свободный. Родственники едут, чтобы прибраться на кладбище, где похоронены родные, - рассказывал он.
Александр и в родной дом заглядывает. Тот постепенно разрушается. Сам по себе - просто от времени и без хозяина. Об этом можно прочитать здесь.
В Припяти "Строитель" принимал соперников на небольшом стадионе на въезде в город. В 2012-м в лесу, который вырос на стадионе, еще угадывалась будка, служившая раздевалками. Возле нее - стул, вросший в землю, а в высокой осоке - останки небольшой трибуны.
- Здесь и должен был пройти матч 27-го числа, - объяснял Вишневский. - В Припяти футбол любили - на игры тысячи по две народа ходило. И еще больше было бы - в городе построили новый стадион с трибуной на пять тысяч человек. Газон там отличный подрастал, мы его, что называется, выдерживали...
Но так и не сыграли. Вместо шума трибун шумел ветер в кронах огромных тополей, выросших на месте газона.
Когда население города эвакуировали из города, людям говорили, что брать надо только самое необходимое. Никто не знал, что вернуться сюда уже не суждено. Вишневский вспоминал:
- У меня тут много чего ценного осталось. Мотоцикл, форма футбольная, бутсы классные. Адидасовские, с изображением Пауля Брайтнера на язычке. Так и ушло все...
Александр стал не профессиональным футболистом (хотя "Строитель" собирался выходить на профессиональный уровень), а профессиональным дозиметристом. Определял наиболее загрязненные места. Но в футбол продолжал играть - в Славутиче. Это город за пределами зоны отчуждения, где живут люди, работающие на ЧАЭС. Правда, команду в 1988-м расформировали.
Но в 2006-м "Строитель" все-таки собрался. Было 20 лет трагедии.
- Сыграли на одном из киевских стадионов, - описывал тот матч Вишневский. - Правда, многие приехать не смогли - всех разбросало по стране. И все-таки ребята, которые должны были играть тогда в Припяти, вышли на поле. Не помню, как сыграли. Ничеечка, наверное, была. Хотели, чтобы все мирно прошло.