Рассказываем о постановщиках, которые в этом году выпускают первые и вторые картины в своей карьере. Первый фильм называют дебютом и по нему судят о возможном потенциале начинающего режиссёра. Если дебют получился ярким, то именно второй фильм докажет: был ли успех первой картины случайным или новый режиссёр действительно заслуживает внимания.
В истории кино было немало блестящих дебютных картин – «Кулаки в карманах» Марко Беллоккьо, «Первый Учитель» Андрея Кончаловского, «Красота по-американски» Сэма Мендеса, «Возвращение» Андрея Звягинцева.
Кадр из фильма «Кулаки в карманах»
Что было после них? «Китай близко» у Беллоккьо, «История Аси Клячиной» Кончаловского, «Проклятый путь» Мендеса и «Изгнание» Звягинцева.
О чём же снимают дебютанты сейчас и кто собственно эти новые режиссёры? Самое время познакомиться поближе.
Кантемир Балагов – «Дылда»
Кантемир Балагов – выпускник мастерской Александра Николаевича Сокурова в Кабардино-балкарском государственном университете.Впервые об уроженце Нальчика заговорили после попадания его дебютной полнометражной работы «Теснота» в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. 26-летний режиссёр-дебютант из Нальчика с фильмом о событиях 1998 года во второй по престижности программе главного международного кинофестиваля. Удача, случайность, открытие? Скорее последнее. Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо назвал фильм «возрождением киноиндустрии» в России, а международная ФИПРЕССИ отметила картину своей наградой. Однако, кроме успеха на международных и российских фестивалях, Балагова ждала резкая критика и в Каннах, и в родной республике. Обвинения в предательстве зрителя были связаны с использованием в «Тесноте» снафф-видео убийства российских солдат в Чечне, а непатриотичность и неуважение к республике вменялись Кантемиру за сказанную в интервью фразу: «Я не чувствую себя кабардинцем». Фильм Балагова напротив не стремится обвинять и осуждать ни русских, ни кабардинцев, ни чеченцев, ни евреев. «Теснота» не стремится быть актуальной или правильной. Это честное кино о семье и удушающей родительской любви, о традициях и чувствах, о стремлении быть свободным. Совместно со сценаристом Антоном Ярушем была написана история, которая оказалась понятна зрителям и членам жюри многих мировых фестивалей. Хотя, если обратить внимание на локализации названия в разных странах – «Жизнь в стесненных условиях» («Une vie à l’étroit»), «Слишком близко» («Demasiado cerca») – ничего точнее русского слова «теснота» не нашлось.
Кадр из фильма «Теснота»
Второй фильм Балагова отправляет зрителя ещё дальше в прошлое – действие картины «Дылда»происходит в 1945 году. Две девушки возвращаются в постблокадный Ленинград и пытаются заново жить в разрушенном городе. Продюсером выступил Александр Роднянский и его компания «Нон-стоп Продакшн», съемки прошли в конце 2018 года в Санкт-Петербурге. Дистрибуцией картины занимается Wild Bunch, на Берлинском фестивале компания представила несколько сцен из фильма и один из кадров.
Кадр из фильма «Дылда»
Девушка, словно сошедшая с картины Вермеера, вероятно является одной из главных героинь картины. 18 апреля на пресс-конференции 72-го Каннского фестиваля Тьерри Фремо объявил, что фильм «Дылда» войдет в конкурсную программу «Особый взгляд».
Продюсер Александр Роднянский в социальной сети Инстаграм также сообщил о начале съемок фильма «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Она училась в той же самой мастерской, что и Кантемир Балагов, дебютный фильм сняла по повести Фазиля Искандера «Софичка».
Фильм «Софичка» бы показан на Таллинском кинофестивале «Темные ночи», на Международном кинофестивале «Silk Road Film» и на Кинофестивале «Фаджр» и «Pesaro Film». Среди наград картины – спецприз «За сохранение культурных традиций» (фестиваль «Дух огня», Ханты-Мансийск), приз за лучшую режиссуру (фестиваль «Горький fest»), призы за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (Лана Басария) на МКФ в Дублине. Фильм снимался в Абхазии, большинство людей, занятых на съемках, не были профессиональными актёрами, а в силу особенностей семейных традиций, Коваленко и съемочной группе пришлось просить разрешения у родственников исполнительницы главной роли на съемки ряда сцен.
Кадр из фильма «Софичка»
Антон Бильжо – «Амбивалентность»
Режиссёр дебютировал с волшебно-жуткой картиной «Рыба-мечта», премьера которой состоялась на фестивале «Кинотавр». По сюжету приехавший в тихий курортный город корректор Роман (Владимир Мишуков) знакомится с таинственной Хеленой (Северия Янушаускайте). Любовь к фантастической девушке-русалке ведёт скромного интеллигента к страшным поступкам.
На этот раз Бильжо снял фильм о вполне реальных людях. Будущие психотерапевты – Стас (Егор Морозов) и Пётр (Данил Стеклов) хоть и дружат, но фактически являются противоположностями. Один воплощает в себе образ любящего сына и примерного студента, а второй бунтует против всего и всех. Пётр влюбляется в мать Стаса – Катерину Сергеевну (Ольга Цирсен) и этот факт навсегда меняет привычный уклад жизни всех троих. Неожиданно в героях открывается новая сторона: мягкий Стас способен ревновать, бунтарь Пётр умеет чувствовать, а замужняя Катерина Сергеевна готова окунуться в бурный роман. Это и есть амбивалентность: двойственность чувств и мыслей. Желание любить и ненавидеть одновременно и с одинаковой силой.
Сценаристами картины выступили Сергей Тарамаев и Люба Львова ( «Метаморфозис», «Зимний путь»), фильм получился откровенным, дерзким, чувственным. «Амбивалентность» не ставит никому диагнозов, но демонстрирует шаткую иллюзию «нормы», в шаге от которой героев ждёт катастрофа.В августе 2018 фильм стал ярким событием фестиваля «Окно в Европу» в Выборге, где удостоился премии за режиссуру имени Саввы Кулиша и специального диплома жюри, а 28 марта 2019 года «Амбивалентность» вышла в прокат. В планах Бильжо уже есть и третий, и четвертый фильм: режиссёр планирует продолжить использовать фантастическую составляющую в качестве основы для человеческой истории. Так, например, картина «Невидимый мой» расскажет о жене физика, который попал в чёрную дыру и продолжает отправлять ей сигналы.
Брейди Корбет – «Vox Lux»
«Забавные игры» Михаэля Ханеке, «Форс-мажор» Рубена Эстлунда, «Зильс-Мария» Оливье Ассайаса – это лишь несколько картин, где Корбет принимал участие в качестве актёра.
Ещё в возрасте 17ти лет он начала писать сценарий своего режиссерского дебюта.Фильм «Детство лидера» был презентован на фестивале в Венеции и увез оттуда две награды. Темные тона, скрипы и гром оркестра под управлением Скотта Уокера – молодой режиссер задает очень удачную атмосферу для своей истории. А рассказывает фильм о влиянии окружающего мира и времени – 1918 год – на взросление ребенка. Мальчик по имени Прескотт растет в семье делового отца (Лиам Каннингэм) и строгой матери (Беренис Бежо). Пока отец работает с президентом США, мальчик находится под присмотром добродушной няни Моны (Иоланда Моро) и молодой учительницы Ады (Стейси Мартин), которая преподает ему французский язык.Внешне милый – белокурого Прескотта нередко принимают за девочку из-за длины волос – мальчик обладает пугающими наклонностями. Например, после репетиции роли ангела в рождественском спектакле, Прескотт спешит набрать в лесу камней, чтобы бросать их в прихожан церкви. И этот эпизод – «Первая истерика», лишь начало зарождения зла в детской душе.
Второй фильм Корбета был также показан на Венецианском кинофестивале в 2018 году, но остался без наград. Юная Селеста – блестящая роль 16-летней Рэффи Кэссиди, выживает после стрельбы, устроенной в школе её одноклассником и с помощью сестры Элеонор (Стейси Мартин) пишет песню о пережитом. Продюсер (Джуд Лоу) строит идеальную лестницу к славе – Селеста записывает альбом, отправляется в европейский тур, открывает для себя удовольствия взрослой жизни. Спустя 17 лет она (Натали Портман) – звезда, погрязшая в череде скандалов, готовится к презентации альбома «Вокс люкс» – в переводе с латыни «Голос света».
Все, кто ждет от фильма музыкальных номеров, романтической линии или истории о чудесном взлете к успеху – могут пропустить просмотр, ведь Корбета интересует совершенно другое: слоганом «Портрет 21-го века» и всем своим фильмом он выносит приговор современному обществу, шоу-бизнесу, кумирам и их поклонникам. Неосторожно сказанная Селестой на пресс-конференции фраза буквально равняет поп-музыку с терроризмом, а сам «Вокс люкс», пусть и приторно-манерно, но хирургически точно разбирает на молекулы популярную культуру и её происхождение. Фильм стал последней работой Скотта Уокера – как и в «Детстве лидера» он выступил композитором картины.
Ксения Зуева – «Вмешательство»
Ксения Зуева начала свою карьеру как актриса, а в 2015 году, окончив Высшие курсы сценаристов и режиссеров, дебютировала как постановщик короткометражки «Геля».
Первым полным метром в её карьере стала картина «Близкие» – драма о жизни одной семьи. В 2017 году фильм был представлен на фестивале «Кинотавр». В картине главенствует атмосфера нелюбви, непонимания и неприятия. Родители, запутавшиеся в собственных отношениях, не понимают своих детей-подростков, не выпускающих из рук айфоны, дети не чувствуют родительской любви, получая лишь упреки. Аня (Надежда Иванова) прогуливает уроки в медкабинете и ищет утешения в объятиях местного хулигана (Данил Стеклов), её брат Андрей ночует у друга, чтобы не идти домой и лишний раз не нарываться на скандал с отцом. Безучастным свидетелем выступает бабушка, которую семья предполагает сдать в дом престарелых, чтобы освободить себя от ухода за пожилой женщиной. Накапливающиеся и невысказанные обиды приводят отдалившихся близких людей к крайней точке, после которой им предстоит понять и принять друг друга. Увы, цена за это окажется слишком высокой.
Вторая полнометражная картина, над созданием которой сейчас работает Ксения Зуева, называется «Вмешательство». Драма расскажет об отношениях женатого хирурга с молодой пациенткой.Главные роли исполняют Андрис Кейшас и Анна Чиповская, также в фильме в качестве актёра дебютирует режиссёр Иван И. Твердовский (“Подбросы”).
В 2019 на суд зрителей представляет свой первый фильм ещё один актёр – американец Джона Хилл. Он одинаково хорошо играл как в комедии «Волк с Уолл-стрит», так и в драме «Человек, который изменил всё» – за обе работы получил номинации на «Оскар», писал сценарии к «Мачо и ботану», где также играл главную роль с Ченнингом Татумом. Недавно Хилл сыграл вместе с Эммой Стоун в сериале «Маньяк» от Кэри Фуканаги.
Его режиссерский дебют «Середина 90х» был показан на фестивалях в Торонто, Нью-Йорке и Берлине, вслед за ограниченным прокатом в США и Канаде в 2018ом, в 2019 фильм вышел в прокат в Европе.
Джордан Пил – «Мы»
В 2017 году Джордан Пил ворвался на экраны с фильмом «Прочь». Картина, прикрываясь атмосферой хоррора, являлась в том числе и социальной сатирой на отношение белого общества к афроамериканцам. При бюджете в 4,5 млн. долларов фильм собрал в прокате более 255 млн. и принес создателям десятки номинаций в наградном сезоне.
Являясь новичком в Оскаровской гонке, Джордан Пил получил статуэтку за оригинальный сценарий, обойдя Гильермо дель Торо и Ванессу Тейлор («Форма воды»), Кумэйла Нанджиани и Эмили Гордон («Любовь – болезнь»), Мартина МакДону («Три билборда на границе Эббинга, Миссури») и Грету Гервиг («Леди Бёрд»).
Новый фильм «Мы» также не расстается с маской хоррора – в прямом смысле: герои фильма видят странных соседей точь в точь похожих на них самих. Помимо атмосферы, фильм также обещает возвращение на экран Лупиты Ньонго, которая после успеха фильма «12 лет рабства» не играла в крупных проектах, единственным её появлением на экране за прошлый год стала роль в кинокомиксе «Чёрная пантера».
90-ые, детство и семейные отношения, диагнозы обществу и своим героям – что ещё роднит новых режиссеров? Кроме заявления собственных имен, они являют миру новые имена актёров: выпускница МХАТа Дарья Жовнер дебютировала у Кантемира Балагова, 16-летняя Рэффи Кэссиди и 13-летний Санни Суджик из «Убийства священного оленя» исполнили главные роли у Корбета и Хилла, Егор Морозов сыграл свою первую большую роль в «Амбивалентности».
При этом каждый режиссёр старается быть уникальным, вырабатывать свой почерк, увлекать новыми вопросами. Будем надеяться, что авторы пройдут «испытание» вторым фильмом, найдут своих зрителей и продолжат общение с ними посредством собственного киноязыка.