Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об оценке эффективности работы руководителей регионов России и региональных органов исполнительной власти». Документ размещён на официальном интернет-портале правовой информации. В приложении к указу перечислены 15 критериев:
- Уровень доверия к федеральной и региональной власти (методику оценки уровня доверия поручено разработать администрации президента до 1 июня),
- Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе,
- Численность занятых в СМП и ИП,
- Производительность труда в несырьевых отраслях,
- Уровень реальной зарплаты,
- Объем инвестиций в основной капитал (без федеральных инвестиций),
- Уровень бедности,
- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении,
- Естественный прирост населения,
- Количество семей, улучшивших жилищные условия,
- Уровень доступности жилья,
- Доля городов с благоприятной средой,
- Качество окружающей среды,
- Уровень образования,
- Доля качественных автомобильных дорог.
Методики расчета остальных пунктов разработает правительство России вместе с рабочими группами Госсовета. Кроме этого, правительств и Госсовет будут выносить предложения по распределению средств между регионами, отталкиваясь от достигнутых показателей.
Отмена революции в управлении 2017 года
В ноябре 2017 года президент РФ расширил список критериев оценки региональных властей с 12 до 24 показателей. Самое важное, он, по нашей оценке, революционно поменял логику экономической оценки деятельности местных властей (про доверие власти речь не шла вообще). SULARU тогда писало: «Региональным руководителям можно только посочувствовать. Есть сомнения, что все смогут соответствовать занимаемым должностям». Если судить по водопаду отставок в 2018-2019 гг., то многие действительно «не потянули».
Из предложенных тогда показателей теперь остались: ожидаемая продолжительность жизни, доля качественных автомобильных дорог, реальная зарплата и уровень доступности жилья. Все остальные показатели эффективности претерпели большие или меньшие изменения.
Стоит показать изменение на примере оценки работы местных властей. Двумя наиболее близкими показателям к озвученному в новом указе критерию «уровень доверия к федеральной и региональной власти», вероятно, были: «оценка населением эффективности деятельности органов власти» и «оценка населением деятельности органов власти».
Но это совсем другой акцент. Ранее говорилось об оценке динамики отношения исключительно к региональной власти через социологические опросы - просто и понятно. Намека на крайне расплывчатое понятие «доверие вообще» не было. Что это теперь - некий агрегированный показатель или требование к определенному уровню доверия, пока сообразить сложно.
Характеристика "расплывчатость" касается почти всех других новых критериев оценки. Например, уровень образования - это что? Количество людей с высшим образованием или положение студентов и учеников в различных международных рейтингах? Поэтому SULARU пока не берётся судить о логике новых изменений. Например, ранее требовалось следить за уровнем преступности, теперь нет. Надо ли понимать, что эта обязанность стала прерогативой федеральных властей или включена в понятие «городов с благоприятной средой»?
Возможно, новые требования являются ещё более революционными и помогут реализации национальных проектов, с которыми они явно перекликаются. Но для понимания потребуется ознакомление с методиками оценок отдельных показателей. Подождём до июня.
Читайте подробности: