Найти тему

Дантист, который мог стать легендой. История Тони Брукса

Когда Джанкарло Багетти развернуло во время Гран-При Великобритании 1961 года, прервалась его магическая серия из трех побед в трех первых гонках Формулы 1. До этого он выиграл на Ferrari в Реймсе, став первым и единственным человеком, одержавшим победу в своей дебютной гонке в Больших призах. А еще раньше он выиграл внезачетные гонки в Неаполе и в Сиракузах.

За шесть лет до этого еще один новичок победил именно там. Но в отличие от Багетти, который погас так же быстро, как вспыхнул, победа Тони Брукса стала началом его большой карьеры. До гонки на Сицилии он никогда не садился за руль машины Формулы 1.

Тони Брукс, Cooper Climax T51, Гран-При Великобритании, 16 июля 1960.
Тони Брукс, Cooper Climax T51, Гран-При Великобритании, 16 июля 1960.

И до этого он никогда и не помышлял о карьере профессионального гонщика. В течение трех лет он успешно выступал в британских клубных гонках, а также в Ле-Мане за Aston Martin в 1955 году, но в свои 23 Брукс был больше сосредоточен на учебе на стоматолога в Манчестерском университете, где ему вскоре предстояли выпускные экзамены.

«Я готовился к экзаменам, делал записи, когда раздался звонок от Connaught: меня спросили, хотел бы я проехать гонку в Сиракузах за них? По правде говоря, они больше никого не могли найти! Я рассеянно сказал «да» и положил трубку».

Возможно, хорошо, что голова Брукса была занята подготовкой к экзаменам и он не слишком много переживал о гонке. «Когда я туда прибыл, грузовик с машиной еще не приехал, так что мы пропустили первый день тренировок, и я взял мопед, чтобы вечером изучить трассу…»

Фил Хилл, Дэн Герни и Тони Брукс
Фил Хилл, Дэн Герни и Тони Брукс

Явными фаворитами гонки были заводские Maserati 250F, но вскоре Брукс начал проезжать круги с сравнимым временем. «Connaught хорошо управлялась, но ей недоставало мощности. И надежности. Они говорили: тренируйся не слишком много. Они боялись не выйти на старт и лишиться денег за участие. К моменту гонки я проехал не больше дюжины кругов».

Хотя Луиджи Муссо сразу захватил лидерство, после десятого круга Брукс уже был впереди, а на финише он опередил Муссо на 51 секунду. Победитель был удивлен не меньше зрителей.

«Конечно, я был очень доволен, но я не мог насладиться моментом, потому что, честно говоря, думал об экзаменах! Всю дорогу домой я тоже готовился…»

Хоть это была и внезачетная гонка, победа Брукса стала первой для британских машин за полвека, и молодой гонщик продолжил начатое. Да, он закончил университет и получил степень, но никогда не работал стоматологом.

Тони Брукс, Ferrari 246.
Тони Брукс, Ferrari 246.

После потерянного сезона в BRM Брукс в сезоне 1957 стал вторым номером рядом с Стирлингом Моссом в Vanwall. И, хотя побед в том сезоне фактически он не одержал, на Гран-При Великобритании он разделил первое место с Моссом (они управляли одной машиной по очереди, это третий и последний случай в истории Формулы-1, когда победителями гонки стали двое гонщиков, управлявших одним автомобилем, и это была первая в истории победа британского автомобиля, заработанная двумя британскими пилотами в домашнем Гран-При – прим. переводчика).

Месяцем ранее Тони попал в аварию в Ле-Мане, и он был выписан из больницы за день до начала тренировок в Эйнтри: «Я ничего не сломал, но у меня была дыра в бедре, я мог туда кулак просунуть…»

Неожиданно, но Брукс квалифицировался третьим, но все еще был слаб, и существовала договоренность, что, если Моссу понадобится его машина, то Тони ее предоставит. Во время гонки так и получилось: после отказа своей машины Стирлинг взял машину напарника и прорвался в блестящем стиле с конца на самый верх.

Тони Брукс и Стирлинг Мосс празднуют общую победу на Гран-При Великобритании.
Тони Брукс и Стирлинг Мосс празднуют общую победу на Гран-При Великобритании.

В 1958 Мосс выиграл на Vanwall четырежды, Брукс одержал три победы, но из-за необычной системы подсчета очков оба были биты в чемпионате Майком Хоторном, который выиграл один раз за сезон. Не слишком честно.

Надо сказать, победы Брукса пришлись на классические трассы: Спа, Нюрбургринг и Монца. А ведь там просто не приходилось никому. Он мало говорил, был худощаво сложен и всегда пилотировал с легкостью: он совершенно не потел, проходя круг в Спа со скоростью больше 200 км/ч на машине с передним расположением двигателя и на узких шинах. Для него это было естественно.

«Я особенно любил Спа. Это был настоящий гоночный трек, очень быстрый, требующий невероятной точности, не дающий право на ошибку – если ты вылетал, ты мог выжить, а мог и погибнуть. Когда осознаешь, что ошибка может привести к вылету, а за полоской травы только деревья, стены и канава, это очень дисциплинирует, поверьте…»

Тони Брукс, Гран-При Германии 1958.
Тони Брукс, Гран-При Германии 1958.

После смерти третьего гонщика Vanwall Стюарта Льюиса-Эванса Тони Вандервелл снял свою команду с чемпионата, так что на сезон 1959 Брукс перешел в Ferrari. В это время машины Формулы 1 с передним двигателем регулярно «убивали» гонщиков. Но Брукс победил в Реймсе и Авусе, и на финальную гонку в Себринге он прибыл в качестве претендента на чемпионский титул наряду с Моссом и Джеком Брэбемом.

Две самых больших аварии Брукса – на BRM в Сильверстоуне и на Aston Martin в Ле-Мане – произошли из-за механических проблем, о которых он знал. Это очень глубоко повлияло на его мышление. Будучи верующим католиком, он пообещал никогда больше не рисковать жизнью за рулем машины, которая не была полностью готова к гонке.

«Возможно, именно этот подход и лишил меня титула чемпиона мира. На первом круге гонки в Себринге в меня врезался фон Трипс, мои гоночные инстинкты говорили: вперед, все нормально, и это было бы самым простым решением. Но я заехал в боксы, чтобы машину проверили. Я потерял полкруга на этом, но смог финишировать третьим, причем, в день, когда Стирлинг сошел, а у Джека закончилось топливо! Но все равно я считаю, что поступил правильно».

Тони Брукс и Стирлинг Мосс, Гран-При Германии 1958.
Тони Брукс и Стирлинг Мосс, Гран-При Германии 1958.

После этого Брукс провел в гонках еще два года, но его мысли все больше были о будущем: он женился, у него появились дети, а сам он никогда не думал о долгой карьере в гонках. В 29 лет он ушел из гонок, забрав с собой один из величайших талантов, которые когда-либо были. Брукс занялся процветающим гаражным бизнесом.

Мосс сказал как то, что, если бы он возглавлял гоночную команду и мог бы выбрать любых двух гонщиков, то это были бы Джим Кларк и Тони Брукс.

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing за октябрь 2018 года.

Фото: MotorsportImages.com