Российский рынок Robotic Process Automation быстро развивается, на нем появляются отечественные продукты. Так, в сентябре 2018 года компания «Аплана Бизнес-решения» выпустила RPA-платформу Robin (от Robotic Intelligence). О задачах, решаемых системами данного класса, о направлениях их развития и особенностях внедрения RPA-проектов журналу Computerworld Россия рассказал Павел Борченко, директор по инновациям «Аплана Бизнес-решения».
- На какой стадии находится российский рынок RPA? Какие отрасли больше всего интересуются этой технологией?
Рынок набирает обороты. Интерес есть у всех отраслей. Кто-то впереди: есть банки, где, по нашей информации, более 600 процессов автоматизировано с помощью роботов. Есть небольшие заказчики, которые пробуют решить свои задачи с помощью пары роботов.
- Какие процессы чаще всего доверяют роботам?
Мы для себя выделили три основных блока задач для RPA. Первый — автоматизация рутинных процедур, которые у каждой компании свои. Про задачи такого типа нам обычно рассказывают главы департаментов.
Второй тип задач связан с переносом данных. RPA применяется, когда нет возможности написать соответствующие скрипты, выделить разработчиков, чтобы создать соответствующее ПО. В этом случае миграцию данных можно выполнить через интерфейсы, так, как если бы пользователь садился и руками перебивал данные из одной системы в другую. Такой процесс переноса займет больше времени, чем «обычный» способ, при помощи создания специализированных коннекторов между системами, но зато он проще и дешевле.
Третий тип задач, который мы нашли, работая с «Первой грузовой компанией», — это организация параллельного ввода на этапе опытно-промышленной эксплуатации. В ПГК идет внедрение решения SAP, которое заменяет сразу несколько ранее использовавшихся систем. Поэтому период опытно-промышленной эксплуатации довольно длинный и на протяжении всего этого времени сотрудники работают в новой системе, но необходимо обеспечить возможность переключения на старую, если выяснится, что в SAP что-то пока работает не так, как надо. Для этого в старых системах должны быть актуальные данные. Так что днем идет работа в SAP, а ночью роботы дублируют данные в старые системы. Таким образом, в любой момент можно вернуться на старые системы и продолжить работать.
В компании «Аплана Бизнес-решения» развивают собственную RPA-платформу.
- Роботы переносят данные в SAP ночью, потому, что они мешают работе, загружают компьютеры?
Нет, при необходимости можно было бы организовать перенос параллельно вводу, но нужды в этом нет.
- Почему вы решили создать собственную RPA-платформу?
Практика RPA у нас существует уже более трех лет. Изначально мы попытались работать с несколькими платформами, столкнулись с некоторыми сложностями и приняли решение, что будем заниматься разработкой RPA под заказ в каждом проекте. Реализовав достаточное количество проектов, поняли, что у нас наработано много функционала, который можно объединить и создать полноценную платформу.
Мы начали создавать ее в конце 2017 года, выпустили осенью 2018-го. При этом сделали упор на простоту: тем, кто занимается роботизацией, не требуется знания программирования, не нужно разбираться, как работают алгоритмы. Обучение работе с Robin занимает неделю.
- Чего именно не хватало в зарубежных разработках?
Главное, чего не было в системах того времени, — машинного зрения для работы через удаленный доступ. Когда через удаленный рабочий стол работает человек, он видит картинку экрана и может взаимодействовать с удаленным компьютером, условно говоря, нажимая на кнопки. Когда мы «сажаем» за локальный компьютер робота, он обращается к «кнопкам» с помощью системных идентификаторов десктопных и веб-приложений.
Но при работе с приложением, которое находится на удаленном рабочем столе, идентификаторы недоступны. Роботу надо показать образ кнопки, чтобы он нашел ее на экране удаленного компьютера. В западных RPA-системах того времени соответствующих возможностей не было, пришлось делать самим.
- Что еще отличает Robin?
Сейчас все говорят о том, что роботов нужно развивать в сторону искусственного интеллекта, подключать соответствующие модули, разрабатывать нейронные сети.
Но у конкурентов средства искусственного интеллекта пока — отдельные продукты. У нас в Robin встроен классификатор неструктурированного текста, опирающийся на средства машинного обучения. Пользователь с помощью настроек может создать для себя классификатор, который поможет ему определить, к какой категории относится документ, например, это техническое задание или коммерческое предложение. А потом робот загружает его в нужный раздел системы документооборота.
Или можно подключить этот классификатор к электронной почте, тогда система будет мониторить поток писем и переправлять их в нужный департамент. Запрос на установку ПО — в один, на ремонт принтера — в другой.
Плюс у нас есть чат-боты, позволяющие общаться с RPA-системой на естественном языке через мессенджер или чат. То есть можно написать, например: «Я собираюсь в отпуск», бот уточнит, когда собираешься, кто тебя замещает, когда вернешься. Собрав всю необходимую информацию, робот откроет кадровую систему и введет в нее заявку на отпуск, которая пойдет по инстанциям. А также занесет информацию в другие системы, которые как-то завязаны на этого сотрудника.
Таким образом человек не оповещает самостоятельно все инстанции, а сообщает информацию роботам, а те проделывают все необходимые действия в ИТ-системах компании.
- То есть ваш вариант RPA уже интеллектуальный?
Это начало пути к интеллектуальной системе. Например, сейчас мы можем решить проблему с классификацией текста, а классифицировать картинки — нет, но работаем в этом направлении.
- Robin подходит под критерии российского ПО?
Никаких зарубежных модулей там нет. Есть несколько модулей на базе свободного ПО, но под критерии российского ПО мы полностью подходим.
- Какие проблемы чаще всего возникают в проектах по внедрению RPA?
Роботизация процессов — это всегда проект внедрения. Он проходит через одни и те же стадии – сбор требований, изучение процессов, написание технического задания, тестирование. И наконец, опытно-промышленная эксплуатация, в ходе которой надо убедиться, что робот отрабатывает все варианты развития ситуации.
С последним есть проблема. Рассказав сотруднику о том, что такое робот, мы говорим: «Покажи, как ты работаешь, чтобы мы могли повторить за тобой». Он показывает, но забывает о том, что на какой-нибудь стадии, скажем, в одном случае из ста, события развиваются по альтернативному сценарию, выскакивает дополнительное окно. И когда это окно появится, робот остановится, потому что не будет знать, что надо делать. Это небольшая (преимущество RPA как раз в том, что доработать алгоритм можно за пару часов), но довольно частая проблема.
- Есть ли у вас планы продвижения Robin за рубежом?
Планы есть. Мы уже сделали англоязычную версию интерфейса. Это несложно. Если появится заказчик, например, в Германии, то недели за две переведем платформу на немецкий. Но мы понимаем, что зарубежный рынок гораздо более насыщен RPA-решениями, чем российский. И пока смотрим, как правильно позиционировать, как продвигать свои функциональные и стоимостные преимущества.
- Какие вы выделяете, кроме искусственного интеллекта, ключевые направления развития RPA?
Будут прогрессировать чат-боты – они станут голосовыми. Будут совершенствоваться классификаторы. Еще одно направление, которое мы планируем развивать, — это, условно говоря, извлечение процессов (process mining). Мы хотим создать приложение, которое будет стоять на компьютере сотрудника, следить за тем, как он работает, и находить рутинные операции, которые можно роботизировать. Наша трактовка отличается от того, что обычно обозначают этим термином: мы извлекаем не этапы процесса, а каждый клик, каждое копирование или внесение данных.
Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!