Знаковой работой для формирования современной концепции хаоса стала работа И. Стенгерс и И. Пригожина «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», изданная в 1979 году, а также важную роль в становлении теории хаоса сыграла разработка теории самоорганизованной критичности (П. Бак, Ч. Танг, К. Визенфельд, 1988 г.).
Р. Рамоне стал одним из первых исследователей употребивших термин «геополитика хаоса» и считавший, что хаос является наиболее точным описанием состояния мира, и этот хаос способен породить различных чудовищ, от наркомании до демографических кризисов, пандемий и т. д. Необходимость обуздания хаоса по мнению Рамоне является задачей всего человечества, т. к. он угрожает всем странам мира.
Однако далеко не все государства согласны с мнением Рамоне, есть те, кто активно и вполне успешно использует хаос в своей внешней политике, в первую очередь США. После развала СССР США провели как множество военных компаний (Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия), так и опосредованно участвовали в множестве «цветных революций». По сути США для утверждения своего влияния на Ближнем Востоке и Северной Африке способствовали дестабилизации этого региона, что вписывается в созданную в США концепцию «управляемого хаоса». Авторами данной концепции являются З. Бзежинский, С. Манн и другие ученые и политические деятели. Бзежинский утверждал, что в современном обществе возможно оказывать информационное воздействие на большие массы людей для чего используются как современные технологии, так и лидеры общественного мнения, научные разработки в области психологии масс.
С. Манн, опираясь на теории самоорганизованной критичности, утверждает необходимость поиска наиболее критичных точек сложноорганизованных систем (государство, общество, религия и т. д.) незначительное воздействие на которое способно привести к радикальным изменениям в системе или же даже их слому. Соответственно государству необходимо выбирать правильную политическую стратегию, способную привести к необходимым результатам через какое-то, не всегда прогнозируемое время. В качестве наиболее распространенного проявления «самоорганизованной критичности» Манн приводит трактовку международного кризиса как пороховой бочки и иллюстрирует свою теорию убийство Г. Принципом эрцгерцога Фердинанда и последовавшую за этим мировую войну. И считает, что для успешного осуществления политической стратегии государства необходимо оперативное и точное прогнозирование критического состояния системы. В качестве примера использования США концепции управляемого хаоса можно привести события на Украине, произошедшие в 2013-2014 годах. США подготавливали х почву на протяжении 22 лет, активно спонсируя НКО на Украине, осуществлявших информационное воздействие на украинское общество, формирующие определенное стереотипы восприятия как представителей отдельных областей Украины, так и целых народов. Важнейшую роль в подготовке украинского «майдана» США уделили развитию национального и религиозного конфликтов внутри Украинского общества (схожая политика проводилась США в бывшей Югославии и на Ближнем Востоке), а также необходимому для США освещению событий на Украине как внутри страны, так и в США и Западной Европе.
Причиной конфликта на Украине является раскол украинского общества минимум на две части- собственно украинцев, и русских. История формирования украинского государства определила смешанный состав населения Украины- в этом государстве проживают украинцы, русские, венгры, румыны, татары, белорусы и многие иные народы, также следует особо подчеркнуть наличие на Украине значительного количества католиков, православных, униатов, что создает почву для религиозных конфликтов. Часть населения Украины ориентированно на Европу, часть на Россию, на протяжении последних десятилетий обострилась языковая проблема. Таким образом, на Украине имеется много факторов, которые могут способствовать созреванию и развитию конфликтов на национальной или религиозной почве, что требовало от властей Украины взвешенно и грамотной мультикультурной политики, которой с момента развала СССР не проводилось. Напротив, на протяжении последних трех десятилетий активно поддерживались государством и внешними силами, в первую очередь США и его сателлитов, различные националистические движения на территории Украины, проводился пересмотр истории (вплоть до включения в украинские школьные учебники по истории 4 русско- украинских войн), постепенное вытеснение русского языка. Естественно, что подобная политика не укрепляла связи между различными регионами Украины и предоставляла хорошие возможности для распространения сепаратизма и бандитизма на территории Украины. Особо ситуация осложнялась большим «политическим весом» украинских олигархов, которые практически контролировали целые области, практически выступая в качестве их правителей. Не вызывает сомнения и тот фат, что конфликт на Украине носит прежде всего политический характер, хотя в нем задействованы и экономические интересы участников.
В целом на Украине мы можем наблюдать ситуацию, схожую с той, что произошла в Югославии, разница в том, что в конфликте на Украине на данный момент меньшую роль играет религиозный фактор, хотя эта ситуация может быть временной, т.к. в последние месяцы обострились отношения между православной церковью на Украине и униатской.
После потери государством политической и экономической целостности США получают возможность поставить его в зависимость от внешнего финансирования. Потеря контроля над частью территории влечет за собой не только потерю налогов, взимаемых с их жителей и предприятий, но и в целом нарушает экономический баланс- рушатся наработанные экономические связи, уменьшается импорт и экспорт, происходит криминализация экономики, наблюдается спад производства и потребления, снижаются инвестиции. В ситуации с Украиной можно наблюдать все эти процессы, которые усугубляются стремление украинского руководства и радикалов минимизировать связи со своим основным торгово- экономическим партнером- Россией, а также анархией в стране. Различного рода экономические блоки, вводимые государством, дополняются диверсиями различных банд- достаточно вспомнить события конца 2015 года, когда группа лиц осуществила подрыв опор ЛЭП, с помощью которой осуществлялось энергоснабжение полуострова Крым, и не подпускала к месту подрыва ремонтные бригады, несмотря на стремление официальных властей восстановить энергоснабжение. Военные действия и требования МВФ служат оправданием обнищания населения, введения дополнительных налогов и сборов, повышения коммунальных платежей. В результате масштабной идеологической обработки населения, значительная часть жителей Украины винит в ухудшении уровня жизни не действующую власть, а «других», в данном случае «сепаратистов» и Российскую Федерацию. Кроме того, ведение боевых действий позволяет списывать большие суммы на военные расходы, отчетность за эти средства практически отсутствует, что позволяет обогащаться правящей элите. Более того, экономические решения принимаются не исходя из выгоды и целесообразности, а на основе идеологических мотивов (реверс газа). Также для Украины характерна все нарастающая зависимость от международной экономической помощи, в частности все большее значение для функционирования украинского государства играют кредиты МВФ и США.
Таким образом, на Украине мы можем наблюдать использование всех основных механизмов создания хаоса, приводимых С. Манном:
- либеральная демократия
- работа с национальными элитами, их финансирование
- проведение рыночных реформ
- борьба с национальными традициями и целостностью, разжигание межнациональной, религиозной розни.
Несмотря на глубокую теоретическую проработку использования управляемого хаоса в геополитике механизмов сопротивления или нейтрализации воздействия внешних акторов на государство практически не выработано, чем объясняется успешное применение США подобной политики на протяжении нескольких десятилетий. Однако стоит отметить, что долгосрочные последствия использования управляемого хаоса предсказать или сложно, или же невозможно, что делает использование технологий чрезвычайно опасным не только для объектов геополитики, но и для ее субъектов.