Мы живём в удивительное время! Те изменения, что происходят с миром на наших глазах просто феноменальны. Как сказал Джордан Питерсон, возможно, интернет-революция даже более значима, чем революция Гутенберга, ведь гораздо больше людей могут слушать, чем читать.
Одним из показателей того, что культура в обществе стремительно растёт, я считаю одно наблюдение в области питания. В 2017 году я прочёл книгу доктора Джейкоба Тейтельбаума “Вечно уставший”, из которой узнал, что одним из главных растратчиков энергии в организме человека является сахар. Для меня это был настолько значимый фактор, что моей мотивации хватило на отказ от рафинированного сахара ещё до окончания книги.
С тех пор я и моя жена не употребляем сахар по сей день и возвращаться к нему не планируем. И тут стал проявляться эффект Баадер-Майнхоф: я стал узнавать, что огромное количество моих знакомых тоже отказались от сахара, в каждой второй прочтённой книге было упоминание о зависимости от сахара и о том, как её преодолеть, а почти каждый человек, который являлся более, или менее известной личностью, заявлял, что он некоторое время назад и сам избавился от этой зависимости.
Но потом стало понятно, что это был не эффект - я воочию наблюдал процесс, которого раньше не было: общество массово стало отказываться от сахара. Это можно было понять по нескольким признакам. Спрашивая у людей, когда произошло это изменение в их питании, я почти всегда слышал в ответ дату немногим позже того времени, когда сам перестал есть сахар. То же касалось и знаменитостей, которые называли сроки своей безсахарной диеты. В продуктовых магазинах я видел и продолжаю наблюдать стремительный рост полок с продуктами без рафинированного сахара в составе. Но один случай был особенно показательным. Перед своей свадьбой в прошлом году мы объездили весь город в поисках кондитерской, которая бы смогла изготовить торт без сахара, но безуспешно. И вот, на днях я вижу как раз напротив одного из магазинов, в который мы обращались с этим вопросом, свежую вывеску: кондитерская “Без сахара”!
Да, о вреде сахара известно давно, но не совсем в верном контексте. Раньше мы могли услышать об этом только от больных сахарным диабетом стариков, да от стоматологов, или рекламы Orbit без сахара. В общем информация была абсолютно бездумной и не давала никакого понятия о реальном вреде сахара. Видимо, дополнительную силу безсахарной тенденции дали также рост числа людей, страдающих ожирением и диабетом. Но не это я считаю её главной причиной. Полагаю, что здесь сыграла свою роль доступность информации, её проверяемость, возможность свободного общения в сети и, как следствие, общее повышение культуры общества.
Думаю, что именно сахар стал мишенью в современном обществе по двум очень характерным причинам. Почему такого не случалось с отказом от мяса? Потому что споры вокруг того, стоит ли употреблять его в пищу, ведутся до сих пор. С сахаром же всё просто - нет ни одного довода в пользу того, чтобы сохранить его в рационе. Это абсолютно бесполезный продукт, который несёт организму лишь вред. И фантастическим здесь является то, что любому современному человеку это известно, несмотря на исполинские кампании и проплаченные исследования сахарных магнатов. Вторая причина - слабая зависимость. Да, в табакокурении тоже нет никакой пользы, однако бросить его гораздо сложнее.
Мне кажется, что это только начало широкомасштабных изменений в нашем питании и они могут зайти очень далеко. В частности, я полагаю, что компания Coca-Cola не зря давно переживает по поводу всех околосахарных волнений и пытается поддерживать статус сахара, как безобидной пищевой радости. Думаю, что в ближайшие 5 лет с компанией случится одно из двух. В первом исходе будет изменена рецептура и напиток будет изготавливаться без добавления сахара. Второй вариант основывается на том, что Coca-Cola является одним из самых дорогих брендов в мире с капитализацией более 200 миллиардов долларов и 60 000 сотрудников непосредственно работающих в системе компании, не считая того огромного числа людей, что зависят от неё. Нет, это не значит, что она победит в “сахарных войнах”, скорее наоборот - подобные исполины бизнеса набирают огромную инертность и им тяжело даются быстрые изменения курса. Возможно, что легендарная Coca-Cola просто не сможет пережить этой революции…
В любом случае, я желаю вам выстраивать свои гастрономические предпочтения не на симпатиях к брэнду, не на ностальгических чувствах и не на модных тенденциях, а исключительно на стремлении к более здоровой и счастливой жизни! А свободный интернет поможет нам прийти к такой жизни не революционным путём, а эволюционным.
Жду ваших комментариев!
Хорошего вам дня! И спасибо, что читаете!