Хочу рассказать свой опыт покупки франшизы ТК “СДЭК”
Итак начнем. Постараюсь рассказать подробно. У меня есть интернет магазин. Естественно, пользовался услугами ТК “СДЭК” отправлял заказы клиентам. В очередной раз, когда оформлял на сайте ТК “СДЭК” (в личном кабинете) доставку своим покупателям, на глаза попался баннер, который гласит: “хотите начать свой бизнес? Купи франшизу! Обеспечим входящий поток посылок для старта “Вашего Бизнеса”.
Перешел по ссылке - там еще интереснее. ФРАНШИЗА СДЭК ДЛЯ ВАС, ЕСЛИ ВЫ: Устали работать по найму, хотите начать свой бизнес. У вас уже есть опыт в бизнесе,и вы хотите выходить на новые для себя, растущие и перспективные рынки. Никогда не работали в экспресс-доставке, но вам это интересно? и далее еще красивее все описано (если интересно, можно почитать тут http://cdek-franch.ru). В общем, неплохо поработали пиар-менеджеры.
“Ооо Эврика, - подумал я, -то, что мне нужно”. Отправил данные для обратного звонка. На следующий день мне перезванивают, говорят, какие документы надо прислать якобы для проверки службы безопасности. Отправил и через пару дней сообщают, что “вы прошли проверку”. Далее оговорили дату с которой начнется обучение.
В первый день обучения я оплатил паушальный взнос в размере 200 000 руб. Занятия начались со встречи руководителя отвечающего за московский регион. Он начал нахваливать ТК и как круто что у Вас будет свой бизнес под их крылом. Как много частных людей и юридических компаний пользуются услугами ТК СДЭК. Даже некоторые Франчайзи просят управляющую компанию открыть рядом с ними еще один Пункт выдачи заказов (ПВЗ) т.к. не справляются с потоком людей желающих отправить посылки. И самое главное мы “клиентоориентированная” компания. Естественно, и вы в первую очередь. Вам же придется вести переговоры с клиентами.
На обучении таких как я было 4 человека. Два молодых человека открывали одно ПВЗ на двоих в Москве. И еще один молодой человек открывался в Подмосковье. Первую неделю обучали как принимать, выдавать и оформлять посылки (на их языке “накладные”). И тут как бы все ясно и понятно, дело практики. А со второй недели стали приходить специалисты из разных отделов и рассказывать, как пользоваться тем или иным разделом. Таких приходило за день обучения от 3 до 4 человек. Причем именно каждый говорил. как только вы вошли в программу, вы должны в ПЕРВУЮ очередь проверить раздел. который они представляли. Да, время, за которое я должен был всосать всю инфу и стать крутым специалистом, от 45 мин до 1.5 часов. То есть я должен держать все под контролем и разбираться во всем, за одно стать менеджером по продажам, бухгалтером и многим другим в одном лице - и все это за вторую неделю обучения. Далее, после обучения можете, а лучше должны еще вчера, - пройти на корпоративном сайте дополнительное обучение, в виде видео уроков и онлайн курсов по скайпу рассчитанные на 3 месяца. Причем часть курсов платная. И тут ты начинаешь напрягать булки и мозг от обильного потока информации. В итоге понимаешь, что ты станешь крутым специалистом в логистике. Постоянно говорили если вы не сделаете то или иное вас ожидает штраф - и так практически за все. Но при этом говорили: звоните нам за помощью, мы всегда рады Вам помочь. Что же мы сволочи что ли какие сразу штрафовать. Сидишь и думаешь какая классная компания как приятно с ней работать и тебя не бросят в трудную минуту. С одной стороны их тоже можно понять - а как еще на вас надавить? В период прохождения обучения искал помещение под открытие ПВЗ. Естественно, хотел открыть рядом с домом. Пообщался с куратором, и мне сказали, что данный район уже кто-то зарезервировал. Ищи в другом месте - и прислали список, где можно попытаться найти помещение под ПВЗ площадью не менее 35 м2. И тут началось самое интересное. По одним из условиям вы не должны быть ближе чем 2 км. от другого ПВЗ. Иногда дают добро на открытие не ближе 1,8 км. Выбрал себе помещение очень удачное для клиентов. Рядом большая дорога и остановка общественного транспорта. Один вход с продуктовым магазином. Помещение то, что надо. Мне сказали : “нет, так как ближайший ПВЗ находиться в 1,5 км”. Искал неделю, ничего так найти подходящего не мог. То одно, то другое мне мешало снять помещение по условиям управляющей компании. При очередном созвоне с куратором узнал, что мой район, в котором я первоначально хотел открыть ПВЗ, освободился. Пробежавшись по району, нашел помещение, которое удачное подходило по всем условиям, даже ремонт не требовался. Мне дали добро на открытие. Быстро закупил и взял в аренду необходимое оборудование. Задача стояла скорее открыться и запустить свой бизнес. Чем раньше откроешься, тем больше будет период не платить Роялти (10% от прибыли). Начинать поиск потенциальных клиентов. Нашел себе сотрудников. Даже с первых дней у меня был менеджер по продажам. На обучении рекомендовали нанимать продажника после 3 месяцев работы, т.к. будет и без этого проблем. В первую очередь отладить приемку и выдачу заказов (накладных).
С оформлением документов проблем не было.
Первый день открытия начался с настройки кассового аппарата. И тут я понял, что тебе помогать никто не собирается. После твоего вопроса собеседнику по телефону слышишь ответ: “А вы на обучении ходили? Что вам там говорили? А если вы что то прослушали открывайте корпоративный сайт и смотрите там видеокурсы либо ищите инструкции”. Блядь в один миг разрушился миф о классной компании. Кассу кое-как настроили. Начали потихоньку заходить люди получать и отправлять свои посылки. Всему, чему обучали первую неделю пришлось, переучиваться на практике. Звонили на соседнее ПВЗ, выносили им мозг. Как сделать ту или иную операцию. В общем, косяков наделали не мало за первую неделю. Когда звонили закрепленным представителям, они нас готовы были послать куда угодно, но только чтобы с нами не разговаривать, ссылаясь на инструкции. Спасибо соседнему ПВЗ. Мы, конечно, понимали, что и им порядком надоели. Тогда звонили в другие ПВЗ. Через несколько дней приходит курьер перевозчик и говорит:”У Вас через дом открывается еще один ПВЗ”. Я так и офигел. Беру трубку, звоню в управляющую компанию. Меня успокаивают - работайте спокойно, никакой информации нет, и так близко открывать не будем.
После первой недели работы программисты СДЭКа сделали обновление программы, которая упала на 2 месяца. Это был АД для меня и моих сотрудников. Мы с работающей программой всех замучили, а тут стоимость доставки в ручную приходилось считать. Тарифы на доставку даже негде было скачать. Люди приходили, жаловались, почему их посылки не доходят до получателя. Было даже такое, что посылка гуляла по соседним ПВЗ вокруг нашего, но к нам не попадала. Многие приходил и нервно от нас требовали: “Где моя посылка? Она должна была прийти неделю назад, сколько можно к Вам ходить”. Но мы же клиентоориентированы старались вежливо разговаривать с клиентами. Некоторые пункты вообще закрылись и не работали в этот период. Естественно ошибались и попадали на деньги. Приходилось за свои ошибки (расчеты) доплачивать из своего кармана. Никто не мог сказать, когда запустят программу. Посылки терялись целыми консолидациями (когда маленькие посылки складываются в один мешок). И что самое интересное, если вы отправляете посылки на сортировочный склад, и они до него не доехал, -отвечаете за них Вы. И обратная история, если склад расходовал посылки на Ваш ПВЗ, как вы думаете, кто за них отвечает? Правильно, тоже Вы. Менеджер по продажам не мог работать. Ему надо заносить клиента в базу и заключать договора, а он даже в программу войти не может. Кому не позвонишь все говорят - “да у Вас там проблемы. Говорят посылки не доходят”. В общем заплатил, манагеру по минимуму за один месяц, и он ушел. Самое страшное, что менеджера по продажам с днем с огнем не найдешь. Когда программа заработала, мой менеджер уже нашел другую работу.
Дальше еще интересней. С каждым днем все сложней и сложней, как ком накатывались проблемы. Когда начались взаиморасчеты, тут вообще ничего не поймешь. Все, что СДЭК должен тебе, это взаиморасчет. А то что должен ты им будь добр заплати. Ходят слухи, что управляющая компания иногда списывает с франчайзи деньги не понятно за что. А если ты вдруг обнаружил это звонишь им начинаешь доказывать что это твои деньги. В ответ слышишь: “ой да, извините, ошиблись”. Не заметишь, так и будут у тебя списывать втихаря. Постоянно нужно держать свои булки в напряжении. Само собой любой звонок в УК - это ругань с человеком на том конце провода. Одним словом, взаиморасчет тяжело отследить. Тем более, если период взаиморасчетов месяца в конце следующего. Да, можно и бухгалтера нанять, но в период стартапа каждая копеечка на счету.
Все бы ничего, в дальнейшем и бухгалтера, и менеджера можно было найти. В один прекрасный день звонят из УК и говорят: “Так мол и так не знаем как так получилось, но рядом с Вами мы вынуждены открыть ПВЗ”. Говорю: ”Как так? По вашим правилам это не допустимо, да и напомнил им про тот звонок, когда открылся”. Мне стали объяснять: “Так они раньше Вас зарезервировали этот район, но мы это упустили”. В общем, терки с директорами не привели ни к чему. Через несколько дней мне под боком в 370 метров открыли ПВЗ. Объяснили тем, что на тех клиентах, которые к вам приходят, вы ничего не заработаете. Ищите договорников - вот это ваши деньги. Это был выстрел в спину. Я в срочном порядке сделал рассылку по корпоративной почте о том, что продаю ПВЗ. Посыпалось огромное количество звонков от руководителей ПВЗ со всей России. Я очень многое узнал от них полезного - и не очень. Но меня это не остановило от мысли продать ПВЗ. Говорили - не обращай внимания, работай и ищи договорников. Хотя, все равно задавали вопрос - как это так что рядом с тобой открыли пункт? Это как пирамида. Кто раньше открылся, тот и снимает сливки. Клиентов очень мало. Ситуация напоминает выжженное поле. Некоторые заключают договор для того, чтобы от них отстали. Можете представить, сколько Франчайз СДЭК по всей России? Их более 1500, представьте, если в каждом из них сидит хотя бы один продажник. Менеджер должен сделать минимум 20 звонков в день. Некоторые уже чуть нас матом не посылают и просят пометить, чтобы им больше не звонили.
ПУнкты СДЭК открываются каждый день. Видимо, и закрываются также. Только об открытии нового пункта всем сообщают, а про закрытие нет. Правда, есть исключение когда сообщают всем, что такой то ПВЗ закрыт по нарушению того или иного нарушения. В итоге я нашел покупателя своего ПВЗ. Уже было обрадовался, что через месяц начну спокойную жизнь. Но не тут -то было, опять столкнулся с проблемой. УК не могла переоформить документы на нового юридического лица 2 месяца. Это полный пиздец. Секта мать его за ногу. Вход за рубль выход два. Мало того, он еще и заплатил за франшизу. СДЭК прикинул, что раньше просто происходила смена ЮР лица, и они ничего с этого не имели. Да, и когда я задавал вопрос, как мне переоформить документы на продажу ПВЗ в Москве, говорили, что просто переоформить, и все, а из Новосибирска говорили, что он должен еще и заплатить за франшизу. Кругом один бардак.
Если бы видели, в каком виде приходят посылки до получателя. У нас забирал один интернет магазин не доставленные товары по тем или иным причинам, это был ужас. Просто один пример. Как можно при доставке помять сковородку с боку сделать из нее Эллипс??? Вам задают вопрос - вы что с ними делаете? А что я могу ответить? Вот и стоим смотрим друг на друга молчим. Не говоря уже про то, когда люди отправляют стеклянные вещи. Вот еще один пример. Пришел клиент с вазой, мы ее вскрыли, осмотрели все было отлично упаковано. В итоге ее разбивают по пути. Далее с нас списывают стоимость вазы 4 500 руб с пояснением “за неправильно выбранную упаковку”.
Думаете, что если частная транспортная компания, то ваши посылки носят на ручках? Круглое и квадратное кидают или по полу волочат.
Как то так. Вот так Вот!