"Мертвое озеро" - один из самых стильных и оригинальных российских сериалов последних лет. Вчера была показана последняя серия первого сезона (насчет второго пока не было официальных заявлений), теперь мы попробуем ответить на вопрос: что это было?
Первая серия, вызвавшая шквал восторженных отзывов, задала две интриги: не только детективную (крутой московский сыщик расследует в вымышленном северном городе Чангадан убийство Дины Кобриной, дочки местного олигарха), но и стилистическую. Ожидалось, что создатели сериала будут развивать проект либо в линчевском направлении с элементами сюрреализма и мистики (отсылки к "Твин Пиксу лежат на поверхности), либо в направлении скандинавских нуаров (их еще называют "нордическими") с их мрачноватой, холодной атмосферой. Оба варианта "вкусные"! В результате, создатели выбрали какой-то свой путь, не очень аккуратно смешав компоненты обоих направлений. Шаманская мистика и красивая "нордическая" картинка в серо-синих тонах вместо того, чтобы работать на одну концепцию, спорят друг с другом.
Шаманство должно было усилить детективную линию, как это было у Дэвида Линча, но эффект получился противоположный: сверхъестественная атмосфера, галлюцинации главного героя следователя Покровского, многочисленные абстрактные шаманские намеки из уст различных персонажей - всё это размазывает основной детективный сюжет и снижает интерес к главному вопросу: кто убил местную Лору Палмер? Главный герой приехал в Чангадан в статусе элитного следователя, но оказавшись в шаманских местах, сам стал почти шаманом. Следствие он ведет меланхолично и отстраненно, словно на автопилоте (правда, во многом из-за серьезной болезни), постепенно скатываясь в перманентное полусновидческое состояние, а в финале чудесным образом выздоравливает. Собственно, это главный итог истории. Если продюссеры хотели сделать экзистенциальную драму (что в итоге и получилось), зачем они позиционировали "Мертвое озеро" как детектив?
Проблема "Мертвого озера" в отсутствии четкой концепции. Одних восхитительных северных пейзажей мало, чтобы поддерживать интерес зрителей на протяжении всех 8 серий. Шаманские намеки-недоговорки в какой-то момент начинают раздражать, детективная линия к финалу по большому счету сливается. Непонятно, что конкретно задумывалось авторами проекта - к сожалению, пока что это больше похоже на маркетинг, нежели на качественный продуманный сериал.
Моя оценка: 6/10