Найти в Дзене

КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕВЕСТИ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В НЕЖИЛОЕ

Нередко россияне, задумавшись об открытии своего бизнеса, рассматривают собственную квартиру (или дом) как потенциальную парикмахерскую, мастерскую, склад и так далее. Однако здесь есть один важный момент. Законодательство не разрешает использовать для ведения коммерческой деятельности жилую недвижимость. Соответственно, в первую очередь объект следует вывести из жилого фонда и официально перевести в нежилой. В таком случае вы как минимум здесь избежите претензий со стороны проверяющих органов. Давайте посмотрим, сложно ли это сделать или нет, и какова стоимость данной процедуры.

Как перевести жилое помещение в нежилое

Как уже говорилось, использование квартир в многоквартирных домах для ведения коммерческой деятельности вполне возможно. Чтобы не нарушать норм действующего законодательства, придется предпринять определенные усилия. Конечно, если вы живете в частном доме, то сделать это будет немного легче, чем в случае с квартирой. Итак, давайте рассмотрим общие моменты.

В первую очередь следует заняться подготовкой документов, необходимых для переоформления. Это, в частности:

  • правоустанавливающие документы;
  • техпаспорт и план этажей дома – выдаются в БТИ;
  • если будет проводиться реконструкция – ее проект.

Читайте также: Перевод квартиры в нежилой фонд

Здесь есть еще несколько моментов. В частности, если квартира в многоквартирном доме (или частный коттедж) являются собственностью юрлица, то понадобятся его учредительные документы. Нередко бывает так, что у объекта есть несколько владельцев. В таком случае необходимо получить заверенное нотариально согласие всех собственников. При этом ведение процедуры поручается кому-то одному.

Переводом может заниматься и не собственник – в данном случае должна быть выписана соответствующая доверенность.

Далее направляемся в уполномоченный орган – администрацию или многофункциональный орган, пишем заявление о переводе, и предоставляем упомянутые выше документы. На принятие решения здесь отводится 1,5 месяца. Следует отметить, что для того, чтобы оно было положительным, объект обязан соответствовать ряду требований.

В частности, если это квартира, то она должна располагаться на 1-м этаже многоквартирного дома. Впрочем, здесь есть некоторые исключения. Такой вариант реален и для квартир на 2-м, или 3-м этаже, но только лишь в случае, если под ними находятся нежилые помещения.

Помимо этого, есть еще одно условие – наличие отдельного входа. Как минимум нужно, чтобы была техническая возможность сделать его. В случае если площадь объекта превышает 100 квадратных метров, то обязательно требуется наличие запасного выхода. Часть квартиры переводить в нежилой фонд законодательство запрещает. Иными словами, у вас не получиться переоборудовать, например, под парикмахерскую 2 из 3 комнат.

К дому – частному или многоквартирному – также предъявляются определенные требования. В частности, он не должен требовать сноса или капитального ремонта, на объект не наложены какие-либо обременения. Соответственно, приобретенную в ипотеку квартиру вам не разрешат перевести в нежилой фонд, поскольку она является предметом залога в выдавшем кредит финансовом учреждении. Естественно, важно, чтобы жилье не находилось под арестом.

Все жильцы из помещения должны быть выписаны заблаговременно. Обратите внимание, что в случае, если собственником является лицо, не достигшее совершеннолетия, то придется получать одобрение от органов опеки и попечительства. Также следует учитывать еще один момент – наличие незаконной перепланировки. Если таковая имеется, то ее сперва нужно оформить в соответствии с законодательством, и только после этого можно будет обращаться в уполномоченные органы с заявлением о переводе объекта в нежилой фонд.
Все жильцы из помещения должны быть выписаны заблаговременно. Обратите внимание, что в случае, если собственником является лицо, не достигшее совершеннолетия, то придется получать одобрение от органов опеки и попечительства. Также следует учитывать еще один момент – наличие незаконной перепланировки. Если таковая имеется, то ее сперва нужно оформить в соответствии с законодательством, и только после этого можно будет обращаться в уполномоченные органы с заявлением о переводе объекта в нежилой фонд.

Решение о переводе помещения в нежилой фонд принимают члены специально созданной при каждом муниципалитете межведомственной комиссии. По каждому из поданных заявлений она может отправлять запросы в различные ведомства. До тех пор, пока от них не придет ответ, комиссии не имеет права принимать решение по вашему заявлению. Поэтому можно сэкономить время и предотвратить возможность какой-нибудь ошибки, из-за которой процесс затянется, можно самому собрать дополнительные документы. Это, в частности:

  • заключения о соответствии – их получают в МЧС, Роспотребнадзоре и органе по охране памятников архитектуры, истории и культуры (в случае необходимости);
  • справки – о прописанных лицах (выписка из домовой книги) и от ЖЭУ либо управляющей компании о назначении смежных квартир на лестничной площадке;
  • техзаключение о состоянии здания;
  • выписка из решения собственников многоквартирного дома – они не должны быть против перевода объекта в нежилой фонд.

Читайте также: Документы для аренды нежилого помещения

Если комиссия вынесла положительное решение по вашему заявлению, останется только лишь зарегистрировать право на нежилое помещение в Росреестре. Для этого придется предоставить определенный пакет документов:

  • физлицо – паспорт и его ксерокопию, юрлицо – учредительные документы;
  • свидетельство о собственности, и договор, на основании которого она возникла;
  • акт приемочной комиссии;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанцию об уплате госпошлины.