Найти тему

КАК ПОМЕНЯТЬ КВАРТИРУ НА КВАРТИРУ И НУЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Основной мотивацией собственника жилья, который решается на обмен квартиры, является улучшение жилищных условий, например, переезд в дом, или обмен с доплатой, что позволяет получить от сделки определенную финансовую выгоду. В некоторых случаях предметом обмена становится квартира в новостройке, где еще необходимо делать ремонт. Кроме того, он может быть актуален и при переезде в другой город. Отдельной темой является обмен недвижимостью между родственниками. В большинстве случаев здесь все происходит гораздо проще, впрочем, и в такой ситуации случаются конфликты, которые нередко приводят к судебным разбирательствам.

К сожалению, практика показывает, что продолжают процветать квартирные мошенники, которые пользуются неосведомленностью граждан в нюансах документооборота при заключении сделки. В итоге в лучшем случае люди могут получить гораздо худшее жилье, а то и лишиться его вовсе. Как правило, это становится предметом судебных разбирательств, и нередко оказывается, что собственники жилья становятся жертвами своего незнания, а все документы оформлены верно с юридической точки зрения. Посему важно помнить, что в процессе обмена квартир следует действовать предельно внимательно, не кидаться на первый попавшийся вариант, который может казаться подходящим, – спешка может лишь навредить.

Читайте также: Как жилое помещение перевести в нежилое

Схематично порядок действий лиц, планирующих обмен квартир, выглядит следующим образом:

  • определить и четко сформулировать конечную цель процесса обмена жилой недвижимости;
  • проанализировать предложения на рынке жилья в интересующем сегменте;
  • при необходимости провести поиск агентства недвижимости, которое имеет хорошую репутацию;
  • определить оценочную стоимость квартиры.
Прежде всего, и это очевидно, инициатор сделки должен сам иметь четкое представление о том, чего он хочет и чего ждет от процесса обмена квартир.

Важно понимать, идет ли речь об обмене без доплаты или при наличии таковой. При этом в случае, если вы готовы на улучшение жилищных условий или, например, переезд в Москву, необходимо оценить состояние собственного бюджета и выяснить, посильна ли такая доплата. Для этого нужно определить максимально возможный ее размер.

Анализ ситуации на рынке недвижимости позволит оценить собственные силы и возможности как в финансовом, так и в организационном плане. Если вы поймете, что осуществить операцию самостоятельно не получится, следует обратиться в агентства. Впрочем, здесь нужно быть предельно внимательным и изучить отзывы о фирмах, работающих на рынке недвижимости в вашем регионе. Следует иметь в виду, что агентства берут комиссию, которая составляет от пяти процентов от суммы сделки.

В случае если планируется обмен неприватизированной квартиры, прежде всего необходимо получить разрешение от наймодателя недвижимости. При этом существуют определенные ограничения, из-за которых это разрешение может быть не выдано. Среди таковых:

  • использование квартиры в качестве залога;
  • нахождение ее под арестом;
  • оспаривание права на квартиру в судебном порядке;
  • регистрация в специальном фонде.

Кроме того, разрешение не может быть получено, если квартира находится в доме, который предназначен для сноса или комплексной реконструкции.

Читайте также: Как оформить собственность в квартире в новостройке

Если же разрешение получено, то пакет необходимых документов выглядит следующим образом:

  • заявление нанимателя, подписанное всеми членами его семьи;
  • оригинал ордера или договора социального найма;
  • справка о лицах, проживающих в квартире, подлежащей обмену;
  • документ из жилищной конторы об отсутствии задолженностей.
После того как бумаги собраны, можно подписывать договор обмена недвижимости, который подается на рассмотрение наймодателю. Тот должен изучить поданный документ в течение 10 дней, после чего сообщить нанимателю о своем решении. Если оно позитивное, наниматели подписывают договор социального найма со своим новым наймодателем.
После того как бумаги собраны, можно подписывать договор обмена недвижимости, который подается на рассмотрение наймодателю. Тот должен изучить поданный документ в течение 10 дней, после чего сообщить нанимателю о своем решении. Если оно позитивное, наниматели подписывают договор социального найма со своим новым наймодателем.

Читайте также: Где оформить дарственную на долю в квартире

В случае с приватизированным жильем процесс обмена происходит гораздо легче, ибо отсутствует такое «промежуточное звено», как наймодатель. Для того чтобы заключить договор обмена, стороны должны собрать такие документы:

  • заявление от собственника жилой недвижимости;
  • документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости, подлежащий обмену;
  • справка об отсутствии задолженностей за услуги ЖКХ, которая выдается жилищной конторой или управляющей компанией;
  • документы на квартиру из Бюро технической инвентаризации (БТИ);
  • выписка из домой книги;
  • квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию сделки.