Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ТЕПЕРЬ ЧИТАТЬ В 9 КЛАССЕ

Список чтения по литературе будущих девятиклассников интересует особенно. Многие выберут для сдачи в будущем году именно литературу в качестве ОГЭ. Начинать готовиться к нему можно уже хоть сейчас - список произведений, который нужно осилить по обновляемому стандарту, весьма внушительный. К тому же, надо освежить в памяти произведения, изученные в предыдущих классах. Давайте сразу и начнем со списка книг, а потом поговорим о требованиях к предметным результатам и немножко дадим советов, как подготовиться к предстоящему экзамену и ничего не бояться.

Девятиклассники должны будут прочесть:

  • «Слово о полку Игореве»
  • «Божественную комедию» Данте Алигьери (фрагменты)
  • трагедию У. Шекспира «Гамлет»
  • комедию Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
  • стихотворения М.В. Ломоносова, включая «Оду на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  • стихотворения Г.Р. Державина (в том числе «Бог», «Памятник», «Властителям и судиям»)
  • трагедию И.В. Гете «Фауст» (фрагменты)
  • повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
  • поэму Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты)
  • произведения В.А. Жуковского: стихотворения (в том числе «Море», «Невыразимое»); баллады (в том числе, «Светлана»)
  • комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «...Вновь я посетил...», «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вольность», «Деревня», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX «И путник усталый на Бога роптал...»), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Поэт», «Поэту», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный...», «Стансы» («В надежде славы и добра...»), «Туча», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Эхо», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»);
    поэму «Медный всадник»;
    трагедию «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»;
    роман в стихах «Евгений Онегин».
  • произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения (в том числе «Выхожу один я на дорогу...», «Дума», «И скучно и грустно», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Монолог», «Молитва» («Я, Матерь Божия...»), «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Нищий», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Я жить хочу, хочу печали...»);
    роман «Герой нашего времени»
  • поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Ничего не меняется в литературе. Кажется, все те же произведения, что читали еще бабушки в своем школьном отрочестве.

Что девятиклассники должны уметь делать с этим остовом литературно-культурного кода?

  • Знать наизусть и выразительно читать любые 12 поэтических произведений (это минимум) из программы.
  • Вести читательские дневники, писать рецензии и аннотации к прочитанным книгам.
  • Писать сочинения по одному или нескольким литературным произведениям, рассуждать на свободную тему морально-этическую или философскую тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 250 слов), при этом в своих сочинениях девятиклассники уже должны уметь использовать отзывы критиков.
  • Владеть первичными навыками редактирования текстов.
  • При анализе произведений уметь видеть его проблематику и тематику, идейный смысл, уметь интерпретировать текст.
  • Давать характеристику героям, их внешности и внутренним качествам, поступкам и их мотивам, отношениям между персонажами, роли персонажей (для чего они были автором созданы, какую несут смысловую нагрузку, что дают развитию сюжета, какое место занимают в конфликте и пр.). Давать характеристику лирическому герою. Разбираться в том, какие средства применял автор для достижения нужного образа героев.
  • Уметь видеть авторскую позицию и способы ее выражения (ремарки, отступления, авторский курсив, герои-резонеры…), наблюдать авторский пафос. Различать особенности авторского стиля и уметь дать объяснение, почему автор выбрал именно это слово для описания, а не другое.
  • Разбираться в литературных терминах и применять их в своих ответах - устных и письменных.
  • Владеть системой знаний о композиции произведения, особенностях построения сюжета, о системе персонажей и конфликтов, о роли пейзажа и детали в описании различных сцен и объектов.
  • Ориентироваться в родах, жанрах и направлениях литературы.
  • Уметь дать критическую оценку произведению, учитывая влияние биографии автора и историко-культурный контекст.
  • Уметь сравнивать произведения между собой по тематике, проблематике, противопоставлению, заложенному смыслу и пр. Уметь сравнивать фрагменты, сцены и персонажей внутри пространства одного произведения. Сравнивать с интерпретациями в других художественных формах - экранизациях, театральных постановках, художественных полотнах и т.д.
  • Уметь дать художественному произведению историко-литературный, историко-культурный, историко-бытовой и лексический комментарий.
  • Уметь составить из разрозненных источников цельную биографию автора, описание его жизни и творчества.
  • Уметь составлять разные типы планов, схем и таблиц в соответствии с заданными параметрами для анализа произведения.
  • Владеть методологией ведения исследовательской работы или создания проекта на литературном материале.

Теперь обещанные советы.

В формате ОГЭ по литературе предусмотрен анализ поэтических произведений. В школе же именно этому анализу уделяется не так много внимания, чтобы овладеть этим навыком без дополнительной подготовки. Поэтому, если ваш девятиклассник настраивается сдавать экзамен по литературе, посоветуйте ему самостоятельно уделить внимание анализу лирических произведений.

Статистически, самыми неинтересными совершенно и, соответственно, самыми сложными для восприятия нормальных детей являются произведения древнерусской литературы и времен Ломоносова, Карамзина и Державина. Тут ничем не помочь, никаких лайфхаков нет, чтобы избежать скуки и уныния. Попробуйте рисовать ментальные карты - все веселее. Но в любом случае изучить их придется - велено ФГОСом.

Большой упор нужно сделать на умении писать сочинения, потому что весь экзамен по литературе это, по сути, сочинение, в котором девятиклассник демонстрирует свое умение выражать мысли и делать все то, что перечислено выше, а также свой кругозор, свою позицию.

Во ФГОС вникает Оля Иванова. Спасибо всем, кто подписан на наш канал и спасибо, что делитесь своим мнением!

1 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

1 класс (английский язык)

2 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

3 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

4 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

1-4 класс - музыка

1-4 класс - ИЗО

5 класс - литература

6 класс - литература

7 класс - литература

8 класс - литература