Найти тему

Танки против танков? Или танкисты против танкистов? Реальные причины больших потерь танков в РККА в 1941 году. (часть первая). Д

Танки против танков? Или танкисты против танкистов? Реальные причины больших потерь танков в РККА в 1941 году. (часть первая).

Деду танкисту посвящается.

Это моя первая статья на Дзене, поэтому попрошу сильно не ругать в комментариях. Конструктивная критика приветствуется, не приветствуется мат и взаимные оскорбления.

Заканчивается апрель и приближается самый святой праздник для подавляющего большинства Россиян - День Победы в Великой отечественно войне - 9 мая. С каждым годом наблюдается неприятная тенденция: чем больше проходит лет со дня победы, чем меньше остается ветеранов войны, тем больше выплывает "афторов", вольно или невольно, в силу своих убеждений или незнания переписывающих историю в пользу проигравшей стороны - нацистской Германии и её союзников, выставляющих наших дедов и прадедов ущербными недочеловеками, умеющими побеждать только огромными жертвами, заваливанием вражеских окопов своими трупами.

25 апреля просмотрел нарратив канала Pro Tanki "Почему советские танкисты проигрывали немецким." и решил дать ответ.

И так начнем:

- судя по данному "перлу" - советские танкисты это куча ущербных недоучек с тремя классами образования не способные даже на "чудо танках" Т-34 и КВ противостоять гитлеровским сверхчеловекам на не очень хороших и слабых танках.

- у немцев была супер тактика, советские танкисты воевали какими- то группами, толпой и не смогли сориентироваться.

- а еще советские танкисты танки НЕ ВОДИЛИ!!! они на танках как на телегах ЕЗДИЛИ!!!

И да, это растерявшиеся и впавшие в ступор советские танкисты совершили танковые тараны 22 июня 1941 г.

Миф о "сверх танках" Т-34 и КВ.

-2

Растиражированный еще в советские времена миф о несокрушимости танков КВ - 1,2 и Т-34 по моему мнению принижает мужество и отвагу советских танкистов, не существует в мире непробиваемых и неуязвимых танков!

неполный список недостатков выявленных на госиспытаниях танка Т-34 в 1940 году:

- крайне низкий обзор из танка и отвратительное качество приборов наблюдения - экипаж практически слепой;

- тесное боевое отделение и башня (башня изначально разрабатывалась под 45 мм пушку) что приводило к низкой скорострельности в два выстрела в минуту;

- отсутствие полика башни и неудачное расположение укладки боеприпасов на дне танка (в так называемых "чемоданах"),. что вынуждало заряжающего перемещаться по боевому отделению вслед за казенником пушки преодолевая на ходу танка пресловутые чемоданы, что вызывает низкую скорострельность, повышенную утомляемость, и травматизм;

- сильное раскачивание танка в движении, что не позволяет вести прицельный огонь с ходу - следствие устаревшей ходовой части по образцу танков кристи;

- низкая кучность стрельбы из башенного орудия (ниже чем у короткоствольной 76 мм полковой пушки образца 1927 года) из за больших люфтов в поворотном и подъемном механизмах. ограниченный доступ к маховикам ручного привода поворота башни и подъемного механизма орудия. крайне не удобный доступ к электроприводу наведения орудия;

- отсутствие в экипаже наводчика (обязанности наводчика по"совместительству" командир танка;

- ненадежный дизельный двигатель В-2 (до 1943 года, "детские болезни"), на испытательных стендах имел моторесурс в сто моточасов до выхода из строя. При эксплуатации в боевых условиях моторесурс проседал в среднем до 45 моточасов;

- крайне неудачная и ненадежная 4-х ступенчатая коробка переключения передач без синхронизаторов ( заменена только в 1942 году);

- очень тяжелый и неудобный башенный люк, раненый танкист был просто не в состоянии его открыть;

- неудачная конструкция люка механика - водителя ( на А - 32 (Т-32) люк механика водителя находился на крыше рубки механика - водителя. На серийных Т-34 рубку механика - водителя убрали и сделали люк в переднем наклонном бронелисте), что ослабляло передний лобовой лист. При попадании бронебойного снаряда в люк механика, люк срывался с креплений и влетал внутрь танка убивая механика - водителя (в лучшем случае) а то и командира в придачу;

-3

-неудачная конструкция шаровой установки курсового пулемета, что опять - же приводило к ослаблению лобового бронелиста, легко выносилась бронебойными снарядами при прямом попадании со всеми печальными последствиями для стрелка радиста.

Все перечислять не буду, кому интересно отчет об испытаниях есть и в литературе на танковую тематику и в свободном доступе в интернете.

Перечисленные недостатки несмотря на требования ГАБТУ РККА к немедленному устранению конструкторским бюро начали устраняться только в первой половине 1941г.

-4
-5

на трех фото танки Т-34 образца 1940 года на улицах Львова вышедшие из строя из за поломок в июне 1941г.  8 мех. корпуса генерала Рябышева. Обратите внимание на закрепленные на надмоторном бронелисте запасные коробки переключения передач ( в комплект танка не входили).
на трех фото танки Т-34 образца 1940 года на улицах Львова вышедшие из строя из за поломок в июне 1941г. 8 мех. корпуса генерала Рябышева. Обратите внимание на закрепленные на надмоторном бронелисте запасные коробки переключения передач ( в комплект танка не входили).

Положительные стороны танка Т-34.

- противоснарядное бронирование с рациональными углами наклона бронелистов, что часто приводило к рикошетам бронебойных снарядов при острых углах встречи;

- мощная 76,2 танковая пушка Л-11 или Ф-34;

Широкие гусеничные траки так называемого "вафельного типа", обеспечивающие высокую проходимость танка;

- высокая удельная мощность дизельного двигателя В-2 (19.2 л/с на тонну веса);

- высокий крутящий момент дизеля В-2;

- высокая ремонтопригодность танка Т-34 в полевых условиях ( наверное лучшая среди танков Второй Мировой войны);

- большой модернизационный потенциал танка;

- пригодность танка для массового выпуска танка в годы войны на непрофильных предприятиях малоквалифицированными рабочими;

- большой запас хода по топливу благодаря экономичности дизельного двигателя В-2.

Фотографии взяты с интернета. К сожалению к фронтовым фотографиям своего деда доступа не имею, так - как остались на Украине, даже не знаю. сохранились ли они.

Хотел написать небольшую статью, но не получилось. Продолжение следует.

если статья понравилась ставьте лайк, подписывайтесь на канал.