ВЭБ готов стать инвестором проектов по строительству метро и скоростного трамвая
Нижегородский кремль буксует в мечтах по реновации общественного транспорта. На заседании профильной комиссии гордумы чиновники сообщили депутатам, что обновлять трамвайный парк приволжской столицы будет не Глеб Никитин, а... Сергей Собянин. С барского плеча он готов отдать нижегородским пассажирам 10 старых вагонов, приписанных к московским депо. Это будет уже вторая партия “гуманитарной помощи”, а первая из 11 трамваев была доставлена еще осенью. В ходе детальной диагностики выяснилось, что после серьезного ремонта из 11 прибывших единиц к эксплуатации пригодны лишь 8. Да и те по непонятным причинам так и не были переданы в парк. Но это чиновников не смущает, и они продолжают стимулировать собственную маниловщину: не найдя времени, сил и денег для оформления документов на старые вагоны, вип-персоны обещают построить линию скоростного трамвая, отыскать инвестора для строительства метро и закупить 200 новых автобусов. Вот что значит дружная весна.
Мэрия Нижнего Новгорода несколько лет повторяет, что “Аннушка разлила масло”. Мол, ждём трамваи на смену тем, что уже вышли из строя. Но голова коллективного чиновника по фамилии Берлиоз ещё на месте, никто её “не режёт” за невыполненные обещания и разруху в трамвайно-троллейбусном хозяйстве.
По официальной информации, свыше 90% (!) всего электротранспорта Нижнего Новгорода выработало свой ресурс. Сотрудники МП “Нижегородэлектротранс” каждый день ломают голову, как мобилизовать остатки парка на выполнение утвержденного графика движения. Пока пассажиры констатируют, что трамваи и троллейбусы стали ходить реже.
В прошлом году нижегородские власти обратили внимание на щедрость Москвы, которая постепенно переходит на подвижной состав европейского уровня и избавляется от старых вагонов. В Первопрестольную потянулись ходоки из десятков регионов с просьбой отдать на самовывоз ненужную технику. К остаточному разбору подоспели и муниципалы из Нижнего Новгорода, отхватившие 11 вагонов модели 71-153. Доставка, которая случилась ещё осенью, неожиданно обернулась громким скандалом.
По документам транспортировка вагонов обошлась в 716 тысяч рублей, но первый заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Наталия Казачкова доложила депутатам, что затраты составили... 9 миллионов! Народные избранники, конечно, пришли в шок, так как это неадекватные расходы на перевозку 11 старых вагонов, 3 из которых не подлежат восстановлению. На этом трамвайная история не закончилась, так как прошло уже полгода, а процедура оформления бумаг до сих пор не закончена. Вагоны за это время отремонтировали, составили десятки сопроводительных документов, Дума Нижнего Новгорода проголосовала за то, чтобы принять транспорт в казну города, но... Воз с 8 работающими и 3 неработающими трамваями и ныне там. А на очереди еще 10 вагонов с личным приветом от Сергея Собянина. На этот раз, как говорят транспортники, трамваи на ходу.
«Пять вагонов действительно уже отремонтированы и прошли ревизию. Они готовы выйти на линию, и это произойдет сразу, как только они будут нам официально переданы, – заявил и.о. гендиректора МП “Нижегородэлектротранс” (НЭТ) Владимир Котов, комментируя ситуацию с первой партией трамваев. – Сейчас выпускать их на маршруты мы не имеем права. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИ) не передал нам трамваи, так как работник, который занимается данным вопросом, находится в отпуске». Руководитель НЭТ тонко намекнул, что КУГИ фактически тормозит оформление необходимой документации, так как “там постоянно кто-нибудь в отпуске”, а человек, который должен замещать своего отдыхающего коллегу, не выходит на связь.
“Если КУГИ тормозит, то нужно поднимать этот вопрос. Депутатам люди задают вопросы: почему нет вагонов. Мы планируем новые остановки, закупаем транспорт. Мы комфортное ожидание транспорта делаем на “Умных остановках”, а пассажир хочет ездить комфортно, а не стоять ждать транспорта”, – возмутился зампред думской комиссии по транспорту Герман Карачевский.
Параллельно с этим досадным недоразумением, власти города и области замахнулись на еще более недосягаемые задачи. Наверное, так и надо: не получилось запустить старые собянинские трамваи, значит, надо ставить планку выше и строить новую линию скоростного трамвая. Замгубернатора Сергей Морозов и мэр Владимир Панов накануне обсудили этот проект с председателем Внешэкономбанка (ВЭБ) Игорем Шуваловым. По словам чиновников, в ближайшее время планируется построить и реконструировать 41,3 км трамвайных путей, создать 19 км выделенной линии скоростного трамвая, организовать 34,27 км выделенных полос для общественного транспорта, и провести закупку нового подвижного состава.
«Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексная схема организации общественного транспорта Нижегородской области была разработана нами по поручению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Сейчас мы будем искать источники финансирования для реализации всех запланированных мероприятий. В частности, будут рассматриваться варианты концессионных соглашений», — отметил по итогам встречи Сергей Морозов.
К слову, на ВЭБ большие надежды возлагают и нижегородские метростроевцы. Губернатор Никитин презентовал этот госбанк как потенциального финансового партнера в строительстве станций метро “Оперный театр” и “Сенная”.
«С Игорем Ивановичем (Шуваловым – прим. “Правды ПФО”) мы говорили о том, что можно выделить проект по строительству метро в сторону площади Сенной в отдельный, с иными финансовыми параметрами, чем те, которые в целом по всей сети у нас сейчас работают, – подчеркнул Глеб Никитин и сделал в адрес ВНешэкономбанка глубокий реверанс. – Финансово-экономическая модель представленных проектов может быть выстроена только вместе с финансовым партнером, каким может выступить ВЭБ.РФ”. Однако при ближайшем рассмотрении эти проекты выглядят несерьезно, так никаких соглашений подписано так и не было. Всё находится на уровне ни к чему не обязывающих рассуждений и робкого оптимизма, что в бедный Нижний Новгород придет богатый инвестор и построит тут транспорт 21 века.
Наиболее реалистично выглядят планы областного правительства по обновлению автобусного парка, так как МП “Нижегородпассажиравтотранс”, вот уже пять лет находящийся в предбанкротном состоянии, испытывает дефицит с подвижным составом. Новый директор городского департамента транспорта Елена Лекомцева подтвердила предположение “Правды ПФО”, сообщив, что в настоящее время мэрия и правительство прорабатывают вопрос приобретения 200 автобусов большого класса на газомоторном топливе. Произойти это должно уже в текущем году.
“Правда ПФО” продолжает следить за развитием событий.