В предыдущей статье разговор шел о особенностях «Законов Хаммурапи». Выяснилось, что законы эти затрагивали все слои населения Вавилонского царства. Кроме того, мы выяснили, что общество царства Хаммурапи было поделено на сословия. Помните, там было три сословия, общинники (авилумы), царские люди (мушкенумы) и, рабы (вардум)? Но, были в Вавилонском обществе и другие люди, которые, вроде как, не относились ни к одному из указанных сословий. В этой статье поговорим именно о них.
Внимание! Далее в статье будут приведены тексты параграфов из «Законов Хаммурапи». Тексты взяты из издания «Культурно-исторические памятники Древнего Востока. Законы царя Хаммураби» выпуск 1, 1904 года. Под редакцией профессора Б.А. Тураева.
Что же это были за люди? Конечно же, в первую очередь, торговцы (царство же, в основном, торговое). Торговцы именуются в «Законах» как тамкары (тамкар(ум), это самые богатые торговцы Древнего Вавилона. Они же – сборщики податей), либо шамаллум (в переводе звучит, примерно, как «…несущий перекидной мешок…», или, попросту, «разносчик»). К категории торговцев можно отнести и, так называемых, сабитум (это владельцы питейных заведений, то бишь, трактирщики). Далее идут воины, их называли «редум» (хотя, странно, «редум» в переводе означает «погонщик»…) и, «баирум» (в переводе – «ловец»). Тех людей, что занимали командные должности в армии Вавилона, именовали «декум» (это командиры воинских подразделений армии Вавилона, которые за службу получали от царя имущество в пожизненное, неотчуждаемое пользование (земля, скот…), еще ша-хаттатим, а также лапуттум. Не остались без внимания в царских законах и жрицы различных религиозных культов Древнего Вавилона. Категорий этих самых жриц было достаточно много, поэтому приведем лишь некоторых из них. Это, конечно же, «надитум» (что в переводе означает «брошенная». Почему «брошенная»? Потому, что сама не могла родить детей своему мужу, предоставляла ему для такого дела рабыню и, чаще всего, становилась жрицей.)
Еще категории жриц, упоминаемых в «Законах Хаммурапи», «шугетум» (тоже жрица, но, может быть и наложницей) и, «угбабтум». В общем, в «Законах» упомянуты все сословия Древнего Вавилона, все категории его жителей и, взаимоотношения между ними в рамках закона. Как же осуществлялось на практике применение этих законов, разберем в следующих публикациях.
А на этом, дорогие друзья, позвольте закончить.
Благодарю вас за внимание!
Ставьте «палец вверх», если статья вам понравилась. Делитесь ею с друзьями, оставляйте свои комментарии.
И, конечно же, подписывайтесь на канал «Школа-Дома»!
До новых встреч!