Найти тему
Метагазета

Бизнесмены вкладывают в соцсети миллиарды

Оглавление
Бизнес охотно использует социальные сети
Бизнес охотно использует социальные сети
Малый и средний бизнес Петербурга ежегодно тратит по 26 млрд рублей на продвижение своих товаров и услуг в соцсетях. Участвуя в интерактивных играх и проходя тесты, пользователи сами не замечают, как из подписчиков превращаются в покупателей.

По данным гамбургского статистического портала Statista, в 2018 году самыми востребованными у россиян социальными платформами стали YouTube и «Вконтакте» — их используют соответственно 85% и 83% граждан. От лидеров заметно отстают Instagram и Facebook (см. «Самые популярные соцсети в России»).

Но для продвижения продукции и услуг гораздо эффективнее Instagram, отмечают предприниматели.

В 2018 году объем продаж через социальные сети составил в России 591 млрд рублей — на 19% больше, чем в 2017-м, подсчитали в Data Insight. Всего было совершено 394 млн сделок. Чаще всего пользователи торговали в соцсетях одеждой и обувью.

Самые популярные соцсети в РоссииИсточник: Statista
Самые популярные соцсети в РоссииИсточник: Statista

Имиджевая история

Большинство петербургских компаний присутствуют в четырех социальных сетях: «Вконтакте», Instagram, «Одноклассники» и Facebook. Наибольший отклик пользователей на контент обеспечивают первые две, говорят эксперты.

С точки зрения взаимодействия с покупателем эффективны Instagram и «Вконтакте», сообщили в «Ленте», которая занимает ведущие позиции в Instagram среди российских продовольственных ретейлеров. У компании 278 тысяч подписчиков.

«Присутствие в социальных сетях помогает нам общаться напрямую с покупателями и получать от них обратную связь. Это и маркетинговый инструмент: в своих аккаунтах мы информируем подписчиков о проводимых акциях, проектах», — рассказали в компании.

«Лента» также размещает таргетированную рекламу и общается с аудиторией с помощью конкурсов.

«Недавно мы начали использовать формат развлекательного теста: подписчикам предлагается пройти незамысловатый, порой шуточный тест, поделиться результатами в социальных сетях. Инструмент очень востребован и эффективен», — говорят в «Ленте».

О похожем подходе к социальным сетям рассказали в X5 Retail Group — холдинг также ведет официальные страницы в основных социальных сетях, каналы в «Яндекс.Дзене» и Viber, где знакомит читателей с отраслевой повесткой.

У российского представительства косметической компании Lush тоже есть активные аккаунты в Instagram, Facebook, Twitter, «Вконтакте».

«По количеству подписчиков сейчас лидирует Instagram, соответственно и наиболее эффективной с точки зрения охвата и вовлеченности можно назвать эту площадку. Мы также используем сервис Flamp, особенно популярный в Сибири и на Урале — как площадку, где с нами можно связаться и получить ответ на свой вопрос», — сообщили в Lush. Компания не размещает платную рекламу и не пользуется коммерческими механизмами продвижения своих публикаций.

«Сегодня Instagram — одна из самых полезных площадок для бизнеса», — считает владелица агентства New Marketing Полина Бек.

Параллельно она развивает свою вторую компанию — брокера в сфере грузовой авиации Winged Cargo, который получает заказы через Instagram и работает с ежемесячной прибылью 300 тысяч рублей.

«У тех, кто что-то продает в «Вконтакте», часто нет юрлиц, скорее там больше ремесленников. Микропредприятия и малый бизнес чаще использует Instagram, где быстрее накапливается аудитория и можно разместить качественные снимки своей продукции. Все силы предприниматели вкладывают в эту сеть».

Еще одной перспективной площадкой эксперт считает YouTube. Однако отмечает, что производство видеоконтента требует больших вложений. По оценке Полины Бек, в среднем малые компании Северо-Запада ежемесячно тратят на продвижение в социальных сетях по 25-60 тысяч рублей, а крупные — по 150-300 тысяч рублей. На эту сумму компания может создать контент (фото, видео и прочий) и продублировать его на разных площадках.

В одном только Петербурга в 2018 году было зарегистрировано 369,3 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Если каждый десятый предприниматель продвигает товары через соцсети, то годовой оборот этого рынка в Северной столице можно оценить в 20-26 млрд рублей.

Однако далеко не всегда инвестиции дают отдачу. Например, одна предпринимательница рассказала МГ, что потратила на продвижение своего бренда 500 тысяч рублей, но привлекла благодаря этому только трех клиентов, которые принесли ей всего 150 тысяч рублей дохода.

Найти водителей и операторов

«В зависимости от целей компании используют различные бизнес-инструменты социальных сетей: сотрудничество с блогерами, таргетированную рекламу или маркет-платформу в «Вконтакте», — отмечают в «ТаксовичкоФ».

  • Таргетированная реклама — взаимодействие сервиса с сегментированной аудиторией, которая удовлетворяет определенным параметрам, заданным рекламодателем: например, возраст, пол, увлечения и прочее. К таргетингу относятся промотирование, лидогенерация и ретаргетинг. Промотирование постов увеличивает их охват и повышает вовлеченность аудитории. Если промотируемый контент вызвал интерес у пользователей — лайки, комментарии, сохранения, репосты и подписки — значит, цель достигнута. Следующие сообщения с большей вероятностью будут показаны этой группе и их подписчикам без использования рекламных инструментов.

«С помощью таргетированной рекламы мы привлекаем как клиентов, так и сотрудников — водителей и операторов. Маркет-платформа во «Вконтакте» дает ту же возможность, но в меньших объемах и зачастую с большими затратами. Ее мы используем реже. Возможность лидогенерации в рамках таргетинговой рекламы — хороший помощник HR-специалистов. Позволяет собирать контакты заинтересованных в работе с нами людей и в итоге набирать команду профессионалов», — сообщили в «ТаксовичкоФ».

Бизнес-инструменты социальных сетей позволяют перевозчику привлекать новых и возвращать когда-то ушедших клиентов. Например, им предлагают установить мобильное приложение. Дают возможность рассказывать о преимуществах и отстраиваться от конкурентов, собирать пользователей в группы и настраивать ретаргетинг, создавать похожие аудитории и показывать им рекламу.

«У нас первых появился виджет ВК для заказа такси», — говорят в «ТаксовичкоФ». Сервис компания ведет сообщества во «Вконтакте», в «Одноклассниках» и Facebook, а также представлена в Instagram, Twitter, Viber, Telegram.

Из онлайна в офлайн

У крупного и малого бизнеса отличается подход к социальных сетям, считает Полина Бек.

«Для больших компаний соцсети — скорее имиджевая история, а коэффициент полезного действия характеризует уровень вовлеченности аудитории, ее информированность. А для малого бизнеса показателем считается количество покупателей и совершенных продаж», — поясняет она.

Лана Казновская, владелица кондитерской «Кусочек счастья», уже три года занимается активным продвижением продукции компании в соцсетях.

«Делаю все сама, это занимает много времени, но мне нравится»,— говорит Лана Казновская. Она ведет аккаунт в Instagram (там 30 тысяч подписчиков), а также личную страницу в этой сети (36 тысяч фолловеров). Для сравнения: у крупной сети пекарен «Буше» — всего 32,1 тысяч подписчиков в Instagram.

«Когда я поняла, что подписчикам действительно нужно, то открыла эту страницу», — рассказывает кондитер.

Оказалось, что людям интересны уроки по приготовлению тортов и пирожных.

«Я сама вышла из домашних кондитеров, — говорит Казновская, — и мне понятно их желание быстрее научиться производить настоящую кондитерскую продукцию».

Instagram продает лучше, считает владелица кондитерской. «Вконтакте» через группы также продает тортов не меньше, но аудитория в Instagram «более благодарная», признается Казновская: тут лайков ставят больше, люди ориентированы на визуальную информацию, а значит, решения о покупке здесь принимаются быстрее.

Продвижение в соцсетях дало ИП Казновская рост выручки на 20%. Средний чек у компании — 4 тысячи рублей, в месяц кондитер через свой сайт, а также страницы в Instagram и «Вконтакте» продает 600 тортов. Оборот ИП в месяц — 2,4 млн рублей.

Продвижение не стоит Казновской ничего. Сейчас она вдвое расширяет производство, и «Кусочек счастья» открывает первую точку во встроенном помещении.

«У нас 2-3 года назад были точки, но мы отказались от них, с тех пор работали только через интернет», — говорит Лана Казновская.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram