Найти тему
ChinaLogist.ru

Завоюют ли российские продукты китайские рынки?

О необходимости развивать несырьевой экспорт сейчас говорят из каждого утюга, но на ум все чаще приходит название шекспировской комедии. Пока глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев озвучивает российские мечты войти в десятку экспортеров продукции АПК, китайские товарищи воспринимают российские продукты сдержанно. На днях десятки сми КНР опубликовали итоги разборок: соответствующие ведомства оправдывались перед всем Китаем, отвергая обвинения в распространении АЧС путем завоза зараженного мяса из России. Мол, все это грязные инсинуации и Китай никакой свинины в России не покупает (и это правда). Мы же с надеждой пишем о том, что «экспорт молока и курятины открывает дорогу свинине и говядине». Думается, что подобного ждать придется еще довольно долго.

Российский экспорт раскручивается медленно. Список из 23 одобренных на экспорт в Китай российских птицефабрик появился на сайте Главного таможенного управления КНР еще в декабре, а недавно был пополнен еще семью производителями. Но в Китай пока отправлены лишь две пробные партии российской курятины: 54 тонны крылышек от «Брянского бройлера» и 50 тонн лапок от птицефабрики «Рефтинская». Смешные цифры. Такая же ситуация и с разрешенным экспортом молочной продукции: из 10 одобренных производителей пока «отстрелялся» лишь «МИЛКОМ», отправив в Суйфэньхэ все те же пробные 50 тонн молока.

Китайская сторона тоже не спешит: три месяца одобряет поданный ей российскими органами перечень 23 экспортеров молочной продукции из России. Правда, обещает опубликовать его на сайте Главного таможенного управления КНР до конца апреля.

По другим рынкам дела обстоят не лучше. Если взять материалы российских сми, пишущих об экспорте продукции АПК в Китай, то пока в них преобладает будущее время. Новостью становится уже то, что какой-то производитель намерен поставлять в КНР свою продукцию. Или встретился во время бизнес-миссии с китайским импортером и тот благосклонно отозвался о его продукции. Доходит до смешного. Читаешь заголовок: «Крымское вино будут поставлять в Китай». А оказывается, что поставлять вино будет один производитель. И не в Китай, а в посольство РФ в Китае. Невольно каждую такую новость уже открываешь с предубеждением. Читаешь, например, о том, что Красноярский край «досыта накормил Китай медом», а потом смотришь статистику и видишь, что в 2018 году была всего одна поставка красноярского меда в КНР.

Между тем, китайские сми пестрят заголовками: «Саудовский бройлерный экспорт в Китай вырос на 3%», «Импорт молока из Азербайджана увеличился на 7%», «Белоруссия отправила в Китай пятый контейнерный поезд с молочной продукцией», «Китайский импорт свинины растет», «Правительство Афганистана договорилось о поставках в Китай пшеницы», «Вырос импорт говядины и баранины из Канады» и т.д. Видимо, не стоит обольщаться и думать, что российские продукты в Китае всегда и везде ждут с распростертыми объятиями. Экспорт — трудный путь, и конкурирует Россия здесь со всем остальным миром, который точно так же мечтает о китайском рынке. Хотя рынок этот действительно огромен и места на нем должно хватить всем. Если трудиться. И преодолевать множество барьеров. Среди которых и издержки прежнего опыта, и подорванное доверие к российским продуктам.

Простой пример. Пока российские чиновники пишут о впечатляющих перспективах экспорта детского питания в Китай, а один из крупных российских производителей вкладывает миллионы юаней в рекламу в КНР, главная газета Хэйлунцзяна Harbin Daily публикует большой материал о важности особо строгой проверки российских детских смесей. А неделей ранее другой журналист из Хэйлунцзяна пишет о том, как не стать жертвой российского нелегального бизнеса, завозящего в магазины и на рынки Харбина некачественные продукты. Как видим, легальному российскому экспорту в сфере АПК приходится бороться еще и с негативным имиджем, и здесь он «обязан» перекупщикам и китайским «помогайкам», усилиями которых в магазины Северного Китая нередко попадает продукция сомнительного качества.

Конечно, не все так плохо. С мертвой точки все давно сдвинулось. «Русагро» открыла «дочку» в Китае. Совсем скоро китайцы построят речные терминалы для импорта сои и зерновых из Приморья. Китайские компании открывают в России совместные и 100%-но китайские предприятия по производству продуктов питания. В 2018 году экспорт в Китай впервые с 2006 года превысил импорт (правда, не стоит забывать о доле сырья). О необходимости развивать импорт российских товаров в Китае говорят на самом высоком уровне и даже пишут в «Жэньминь жибао». Так что перемены грядут. Кто знает, может, совсем скоро вместо заголовков «Россия стала сырьевой кладовой Китая» мы прочтем о том, что Москва — крупнейший поставщик продуктов питания для Пекина. А пока доля российского экспорта в импорте Китая составляет около 2%. Вместе со всей нефтью.