В этой статье мы прежде всего постараемся ответить на вопрос: Правда ли почерк отражает особенности характера?
Наука
Графология изучает особенности почерка и отражение в нём черт личности. Само существование этой науки уже утвердительно отвечает на наш вопрос. Однако, если обратиться к историческим сведениям и проанализировать хотя бы несколько групповых исследований, мы можем заметить, что результаты очень расходятся с реальным набором качеств характеров. Наука не точна и вообще не является наукой как таковой. Графология – это лишь собирательный образ философских учений и психологических заключений, которые основываются на нескольких случаях, что не может в полной мере отразить многообразие проявлений всех факторов на письме.
На сегодняшний день применяется множество исследований почерка в разных областях деятельности. Например, в крупных бизнес-компаниях могут предварительно изучать почерк человека перед тем, как взять его на работу или утвердить на руководящую должность. В подобных случаях руководство должно быть уверено в уравновешенности своих сотрудников в полной мере, даже если в поведении человека не выявлено отклонений при непосредственном контакте. В криминалистике это также имеет значение – проводится изучение психических отклонений у преступников или при исследовании судебных процессов. В медицине тоже применима так называемая графология, хотя в большей степени это, конечно, относится к психологии. Как и в предыдущем примере с криминалистикой, специалисты в области практической психологии рассматривают почерк на выявление психических отклонений и возможных заболеваний головного мозга.
Мы видим, что, не смотря на явные признаки протонауки, графология всё же весьма востребована. Но что же всё-таки влияет на наш почерк, отчего он происходит и каким образом наш характер отражается в нём?
Особенности почерка
«Зацепиться» можно за многое: округлость, резкость, наклон букв, высота, отступы, завитушки, пробелы, размер и др. В основном всё зависит от настроения, стабильности психологического состояния и индивидуальных предпочтений. Наверняка, вы замечали, как ваш почерк немного изменился, хотя вчера вы писали совсем привычно. Возможно, вы чем-то раздражены, может, вы просто не выспались, вероятно, вы задумчивы в этот день. Мы можем ежедневно наблюдать зависимость написания от нашего настроения, но сам стиль исходит из особенностей, перечисленных далее.
Мы рассмотрим только основную информацию, ибо не хотим погрязнуть в неточности не совсем точных классификаций.
Человек, владеющий почерком среднего размера, обычно обладает уравновешенным характером, без тщеславия и показной вульгарности. Если почерк округлен, это говорит о доброте и тактичности, если резок и угловат – о склонности к нетерпимости, а также о живом, проницательном уме.
Крупный и округлый почерк свойственен щедрому и открытому человеку. Однако угловатый крупный почерк говорит о гордости, злонамеренности и нередко об обмане. Мелкий четкий почерк чаще всего свидетельствует об аккуратности, склонности к педантизму и иногда об ограниченности сознания. Обычный мелкий почерк говорит о тщательности и деловом складе ума, хотя на величину почерка могут оказывать влияние многие причины, например, близорукость часто является причиной мелкого почерка, поэтому нужно принимать во внимание относительную величину букв. Если по мере написания почерк увеличивается, то это говорит об открытости и искренности. Уменьшение почерка указывает о хитрости и скрытности, особенно если ухудшается разборчивость текста; такой человек, возможно, привык скрывать истинное значение своих слов и поступков.
Равномерная величина букв свидетельствует о любви к порядку, об уравновешенности характера; разная величина букв – об избытке эмоциональности и неуравновешенности. Непропорциональность, то есть тот случай, когда некоторые строчные (а, б, в) буквы почти равны прописным (А, Б, В), может означать агрессивность, придирчивость или же говорить о болезненном нервном расстройстве.
Наклон почерка – одна из самых важных его характеристик.
Полностью прямой почерк – задумчивость и полный самоконтроль вместе со склонностью к холодности и сдержанности.
Лёгкий наклон вправо – эмоциональная чувствительная и артистичная натура.
Легкий наклон влево – сдержанность вместе с некоторой гордостью, склонности к творчеству очень слабы.
Большой наклон вправо – чрезмерная эмоциональность, недостаток контроля над темпераментом, иногда переходящий в ненормальную чувствительность.
Большой наклон влево – подавление эмоциональности, в такой же степени, в какой она развита у человека с большим наклоном вправо. Это приводит к периодам дурного настроения и приступам меланхолии.
Стоит учитывать, что мы основываемся на людях, у которых ведущей рукой является правая, так как большинство населения всей планеты в принципе – это правши. У левшей, как правило, наклон и так направлен влево и для них будут действовать немного иные правила.
Вывод и ответ
Допуская вышеперечисленные особенности проявления индивидуальных черт личности на письме, всё же нельзя с достоверной точностью определить соответствие почерка с характером его владельца. Ввиду многообразия индивидуального набора свойств, даже социотипы (о которых мы говорили ранее: Первая часть, Вторая часть) не могут справиться с подлинностью характеризации, не смотря на обширность распределения.
Считается, что у каждого человека свой уникальный почерк, однако это не совсем так, потому что большая часть людей пишут примерно одинаково (в данном случае мы не берём в расчёт другие языки, просто потому что написание на них может кардинально отличаться от привычного нашей среде обитания русского).
Наш ответ на вопрос: Да. Хотя особенности почерка не могут похвастаться актуальностью относительно индивидуумов, всё же наш психологический скелет отражается на письме.
Автор: Александр Энгельгардт