Трудно себе представить, но ещё каких-нибудь полтора века назад связь между Европой и Америкой осуществлялась только с помощью почтовых отправлений, перевозимых по океану на судах. Открытие в 1837 году телеграфной связи американцем Сэмюэлом Морзе сделало возможным связать континенты электрической связью.
Первый телеграф мог передавать сигнал на несколько сот метров, поэтому даже нынешнему поколению легко представить всю сложность технической задачи. Ведь расстояние, которое предполагалось соединить кабелем по океанскому дну, равнялось 4500 километрам!
Элегантно и действенно?
Вопрос финансирования был безусловно важен, но, предполагая возможные значительные выгоды от такого масштабного предприятия, деньги были бы найдены. Вся соль вопроса заключалась...в соли. Дело, конечно, в том, что морская вода была губительна для любой изоляции известной на тот период. Тем не менее, выход был найден.
Немецкий инженер Вернер Сименс (да-да, именно он, основатель фирмы Siemens!) предложил изолировать кабель гуттаперчей - отвердевшим соком малайских деревьев. Начали с малого. Первый кабель был проложен между Францией и Англией по кратчайшему расстоянию в 30 километров. Очевидно, единственная телеграмма, которую по нему удалось передать, обошлась оглушительно дорого. Зато вторая линия выполняла свою работу уже в течение целого года.
Вперёд в Атлантику!
Самым смелым человеком решившимся на столь серьёзный проект, как соединение телеграфом континентов, оказался обыкновенный торговец бумагой Сайрус Филд. Все его теоретические познания в этой области ограничивались беседой с Морзе. Тем не менее, этот предприимчивый человек оказался прекрасным организатором и смог убедить многих бизнесменов войти в столь амбициозный проект. Было собрано 1,5 миллиона долларов.
Летом 1855 года Филд скупил весь имевшийся в наличии кабель в Англии. 55 миль!
И вот из Ньюфандленда вышел пароход "Джеймс Эйджер", тянущий за собой парусник "Сара Бриан" с установленными на нём бобинами с кабелем. Через несколько дней непогода заставила обрубить уложенных 40 миль кабеля топором...
Год прошёл в подготовке: изучался рельеф дна, карты морских течений и розы ветров. Кабель решили укладывать со стороны Старого Света. К проекту подключились правительства Англии и США.
Спустя четыре дня после отплытия из Ирландии, когда под выделенными для прокладки кабеля судами "Ниагара", "Агамемноном", "Саскеханн" и "Леопард" глубина достигла 3,5 километра, трёхсантиметровая медная жила не выдержала огромного веса и оборвалась. Кабель не успели поймать!
Третья попытка Филда
Наконец, в 1857 году суда "Ниагара" и "Агамемнон", начали движение навстречу друг другу. Удача сопутствовала предприятию, где-то посреди океана кабель был соединён. Успех!
Не тут то было. Суда разошлись, но через 3 мили сигналы проверки исчезли. Снова подняли кабель и повторили сращивание. После расхождения судов сигнал пропал через 40 миль. Пришлось вырезать некачественный участок кабеля и вновь всё соединять. Через 200 миль кабель, оборвавшись, ушёл на дно...
В который раз можно убедиться насколько велико может быть влияние личности на ход истории! 17 июня 1857 года в новой попытке Филд сам повел суда. Всё шло великолепно и кабель был проложен.
Телеграмма века
По случаю окончания столь грандиозного предприятия в Америке звучали гудки заводов и фабрик, звонили колокола, были вывешены флаги, зажгли фейерверк. Вот только в праздничной суматохе не сразу обратили внимание, что уже вторая половина приветственной телеграммы королевы Виктории президенту США принималась по новому кабелю на протяжении нескольких часов.
"Самая дорогая телеграмма в истории", так теперь можно назвать это короткое сообщение из 103 слов.
Кабель прекратил свою работу. Расследование причины неудачи показало, что имелся факт нарушения рабочими инструкции по изолированию кабеля - гуттаперчу непреднамеренно подвергли воздействию солнечных лучей...
Победа Филда
Новая попытка была совершена Филдом лишь спустя 8 лет. Несмотря на то, что были учтены все ошибки, на расстоянии 1200 миль от Ирландии кабель был потерян. На месте обрыва установили буй.
Только через год Филду удалось соединить континенты телеграфной связью. Мало того, кроме прокладки нового кабеля, этот настойчивый человек вторым заходом поднял утерянный годом ранее кабель и провёл вторую линию!
Ирония судьбы была в том, что именно вторая нитка прослужила верой и правдой несколько десятилетий.