В первой части был какой-никакой позитив. Теперь о конкретном негативе. Все чаще появляется информация об активности неформальных молодежных организаций с околокриминальной или псевдоспортивной идеологией. В том числе, о привлечении несовершеннолетних. Что еще хуже, есть результаты у агитаторов организаций, признанных в России запрещенными. На чем основан успех этих объединений?
Во-первых, позитивная повестка (помогаем друг другу, строим более справедливое общество, чем то, в котором сейчас живем). Т.е. «дружба за». То, что в процессе причиняется ущерб посторонним («небратьям») – это не цель, а издержки, сопутствующий ущерб. Если для достижения целей организации потребуется причинить «несвоим» еще больший ущерб, это будет сделано.
Во-вторых, деятельность таких организаций затрагивает не какие-то отдельные аспекты жизни членов, а все полностью. Свои всегда поддержат. Ощущение принадлежности к реальной действующей силе. Совместная деятельность, совместный отдых, совместные развлечения. Имеют понятную и привлекательную идеологию. Лидеры формируют иллюзию братства. Члены таких организаций зачастую высокомотивированы и полностью преданы своим сообществам.
Для общества в целом такие организации безусловно опасны и вредны. Имеют значительный потенциал роста.
К чему это упоминание про разбойников и террористов? Да потому, что у них есть чему поучиться в плане самоорганизации.
Из всего изложенного (Ч.1 и Ч.2) следует вывод: сейчас нет общественной силы, способной предложить привлекательную идею для всего народа или хотя бы преобладающей его части. Другими словами – нет национальной идеи. В директивном порядке руководством страны на роль общенародной идеи был назначен патриотизм. Не вдаваясь в рассуждения, признаем, для национальной идеи патриотизма маловато. Получится как в песне из фильма «Забытая мелодия для флейты»:
«Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем».
И вот еще что. Политическая активность в стране, мягко говоря, не приветствуется. Проблемы развития есть как у противников сегодняшнего руководства, так и у сторонников.
Проявления организованного протеста подавляются.
Проявления поддержки ничего нового продемонстрировать не могут, потому как «Великий Лидер уже все придумал и дело народа одобрять и поддерживать! А не умничать и лодку раскачивать».
Как итог – нет почвы для возникновения и распространения новой идеи.