Найти тему
Исторические сражения

Интересные факты об эволюции военных парусников - часть III

Предыдущая часть...

В XVII столетии в общих чертах продолжалось развитие традиций века предыдущего. Хотя постепенно от мачты на бушприте стали отказываться (не очень-то она прочная выходила). Также научились строить более прочные и габаритные корпуса кораблей (усовершенствовалась система силового набора). Высота корпуса потихоньку уменьшалась, что позволило уже размещать паруса в три яруса. Корабли прибавили в ходкости, но при этом пришлось заняться усовершенствованием блоков, потому что старые конструкции все же отличались повышенным трением при протягивании через них канатов, так что управление возросшей массой парусов при таких блоках (хотя правильнее бы было их назвать юферсами) оказалось затруднено.

Постепенно с кораблей исчезли внешние поперечные связи – они перекочевали во внутренний силовой каркас. Корабли снаружи стали глаже и как следствие – сопротивление их воде на ходу уменьшилось.

Голландские корабли в середине XVII века. Гравюра от Wenceslaus Hollar, музей Метрополитен
Голландские корабли в середине XVII века. Гравюра от Wenceslaus Hollar, музей Метрополитен

В XVIII веке совсем отказались высоких надстроек, возросшая прочность корпусов позволила довести нормальное количество пушек на линейных кораблях примерно до 60 – 70. А до того и 30 казались пределом. Причем серьезного калибра. Именно в этом веке артиллерийская дуэль стала основным видом ведения боя, потеснив абордаж. Как следствие, стала массово применяться многослойная обшивка, а основными корабельными материалами стала древесина дуба и тика. Реже – красного дерева. До того в этом деле царила некоторая эклектика.

Нижние паруса, ранее просто огромные, додумались разделить на два полотнища. Таким образом, упростилась работа с ними, уменьшилось время маневра. Ну и, соответственно, расположение парусов в 4 яруса стало считаться нормальным. А на главной мачте могло достигать и 5.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Совершенствовалась корабельная химия. Если раньше дерево защищали только смолой, то теперь количество покрытий увеличилось, а их состав усложнился. В смолу, например, добавляли деготь и скипидар, серу и жир, льняное масло и охру. Потом изобрели густотертый корабельный сурик, а днище стали обшивать сначала свинцом, а потом и медью. Опыты подобные случались и раньше, но технология пока не носила массовый характер. Особенно сложно оказалось подобрать гвозди для крепления защитной обшивки. В результате остановились на сплаве меди и цинка.В этом же веке штурвальное управление стало общепринятым.

Начало XIX столетия. Художник: Geoff Hunt
Начало XIX столетия. Художник: Geoff Hunt

В XIX столетии набор корпуса (из-за добавления диагональных связей) усовершенствовали настолько, что длина судов снова резко возросла. И теперь уже на иных гигантах ставили 100 – 130 пушек, а мачты увеличились настолько, что паруса теперь можно ставить в 5 ярусов на всех трех мачтах. Пушечные палубы выдерживали нагрузку от огромных по массе орудий, поэтому и калибр корабельной артиллерии подрос. Но тут появилась бомбическая пушка, которая разом сделала дальнейшее совершенствование деревянного флота бесполезным. Пришла эпоха железных кораблей. И военный парусный флот, едва достиг пика своего совершенства, стал разом бесполезен и лихорадочно менялся на железных собратьев с паровой машиной вместо сердца.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.