Многие преобразования, приписываемые Петру Великому, на самом деле начал его старший брат Федор
Первым реформатором на Руси был старший брат Петра Великого — царь Фёдор Алексеевич. Он правил всего шесть лет, но за это время успел сделать едва ли не больше, чем его знаменитый родственник. Многие преобразования, приписываемые сегодня Петру, на самом деле начинал его «забытый» брат, в период царствования которого Россия стала превращаться в европейскую сверхдержаву. Первый император Всероссийский лишь продолжил эти начинания.
Коварный скорбут
Будущий царь Фёдор родился в 1661 году у царя Алексея Михайловича и царицы Марии (урожденной Милославской). Он был старшим единокровным братом Петра Первого (тот родился от царицы Натальи, урожденной Нарышкиной), а также его крестным отцом и опекуном. В отличие от Петра (который даже писал с трудом и с ошибками), Фёдор рос образованным юношей: свободно говорил на польском, знал латынь, интересовался европейской политикой, увлекался музыкой и пением. Но здоровье его часто подводило: Фёдор страдал скорбутом (цингой). При этой болезни сосуды становятся ломкими, снижается иммунитет, слабеют кости, выпадают зубы. Фёдор испытывал сильные боли в конечностях и в деснах.
В начале 1676 года царь Алексей Михайлович умер, оставив престол 15‑летнему Фёдору. Но тот даже на похороны отца не смог пойти самостоятельно: у царевича опухли ноги, поэтому его несли на носилках.
В первые месяцы правления молодой царь тяжело болел, поэтому государством фактически управляли бояре. Но у них не получилось сделать из юного престолонаследника марионетку. Фёдор Алексеевич превозмог болезнь и к середине 1676 года полностью взял власть в стране в собственные руки.
Брать «с убавкою»
Размах преобразований, затеянных юным государем, поражает. Его первыми крупными проектами стали перепись населения (1677–1679), затем налоговая реформа — очень прогрессивная для того времени. Невиданное дело: царь созвал на Земский собор представителей налогоплательщиков, чтобы те сами решили, как народу «не в тягость» платить подати!
В итоге налоги были снижены. Поземельная система налогообложения заменена на подворный налог. Прощены недоимки. По всей стране объявлялось, что государь велел «польготить» и брать налоги «с убавкою». В специальных грамотах писали, на сколько меньше теперь каждый двор и уезд будут отдавать в казну. Также Фёдор Алексеевич провел реформу местного самоуправления, отстранив «местную администрацию» от сбора налогов. Воровство бюджетных денег сократилось, поступления в казну увеличились.
Модный указ
Одним из самых запомнившихся нововведений Фёдора Алексеевича стал «модный» указ. Сегодня мало кто помнит, что первым европейское платье и брадобритие ввел в России не царь Пётр, а царь Фёдор. Он запретил появляться при дворе в традиционных русских охабнях. Велел наряжаться мужчинам в кафтаны, а женщинам — в шубы, телогрейки и треухи. Сам царь бороды не носил, одеваться предпочитал на польский лад. Любовь к Речи Посполитой у него была воспитана с детства, так как учителем юного царя был польский поэт, переводчик и богослов Симеон Полоцкий.
Моду на всё польское подхватили сначала при дворе, а затем и бояре, и военно-служилый класс. Историки писали, что Фёдору Алексеевичу «нравилась и одежда, и украшения польские», а его сестра Екатерина Алексеевна, увлекшись польской модой, «забросила московские кафтаны» и даже перестала заплетать волосы в одну косу.
Фёдор Алексеевич привил придворным вкус к европейской культуре. Сам он увлекался музыкой, поэзией, архитектурой. При нем эти искусства на Руси расцвели.
По чертежам молодого царя-архитектора даже были построены Малый дворец в Кремле и Алексеевская церковь Чудова монастыря. Кроме того, государь был страстным любителем лошадей. Он имел около двух десятков породистых скакунов. Несмотря на слабое здоровье, много ездил верхом и поощрял такие же увлечения у бояр. В период его царствования на Руси появилось несколько конезаводов, стало активно развиваться коневодство.
Наша тихость
Фёдор Алексеевич слыл справедливым государем, отличавшимся добротой и кротким нравом. Сам себя он величал «наша тихость». Как сказали бы сейчас, царь выступал за гуманизацию общества. Народ любил Фёдора Алексеевича, чего не скажешь о его преемнике Петре Первом, прославившемся грубым нравом и жестокостью.
Царь Фёдор смягчил уголовные наказания, в частности, отменил членовредительские казни — отрубание рук за воровство например. Вместо этого преступников ссылали в Сибирь. Государь боролся с судебной волокитой и даже ввел штрафы за затягивание дел свыше ста дней.
При нем было отменено местничество (получение должностей в зависимости от знатности и служебного положения предков). Это дало возможность продвигаться по службе юношам не богатым, но талантливым и образованным. В результате профессионализм «госслужащих» повысился.
Много внимания царь уделял благоустройству столицы и благотворительности. Первые в России дома призрения для больных и инвалидов были построены на личные средства Фёдора Алексеевича. Позже богадельни содержались за казенный счет. На пожары царь «сам всегда изволил ездить, и к несчастным великую милость деньгами и припасами на строение показывал», — писал о доброте царя историк XVIII века Василий Татищев.
Благодаря царю Фёдору Москва стала такой, какой мы знаем ее сейчас — белокаменной, а не деревянной. По указу государя горожанам давались беспроцентные ссуды на строительство каменных домов. За несколько лет в столице было возведено 10 тысяч зданий из камня! Много таких боярских палат сохранились в Москве до сих пор.
При Фёдоре Алексеевиче Красная площадь перестала быть торговой, а стала парадной. В Кремле была устроена канализация.
Болезнь или яд?
Когда Фёдору было 11 лет, Россия начала войну с Османской империей и вассальным ей Крымским ханством за Правобережную часть Малороссии. Через девять лет, будучи уже правителем Русского царства, Фёдор Алексеевич смог прекратить это затянувшееся и кровопролитное противостояние. В 1681 году было заключено соглашение о 20‑летнем перемирии между Россией, Турцией и Крымским ханством. Турецкий султан и Крымский хан обязались не помогать врагам Московии, а Русское царство получило огромные территории на юге. Это стало одной из главных внешнеполитических побед молодого государя.
Война выявила недостатки в организации русской армии. Царь начал масштабную военную реформу, сделав армию на три четверти регулярной. Но первенство в создании такой армии приписывают Петру I. А старший и более образованный Фёдор опять остался в тени.
Фёдор III Алексеевич скончался в апреле 1682 года в возрасте 20 лет. Считается, что он умер от болезни (цинги). Но многие верили, что царь стал жертвой заговора и был отравлен.
И современники, и историки изумлялись кипучей энергии государя Фёдора Алексеевича. Всего за 6 лет его царствования в стране было издано порядка тысячи новых прогрессивных законов. Государство превратилось в европейскую сверхдержаву, благосостояние народа выросло. Территория России приросла новыми плодородными землями.
Однако слава «царя-реформатора» досталась не Фёдору, а его брату Петру — жестокому, своевольному, ненавидимому собственным народом.
Автор текста: Елена Роткевич
Это интересно:
Что запретил носить царь
Охабень — русская верхняя мужская и женская одежда из сукна. Охабень был длиной до щиколотки или до пят, широким. Застегивался встык с помощью петлиц. Руки просовывались в прорехи, а рукава были длинные и узкие, их часто завязывали сзади. Царь Фёдор III Алексеевич запретил появляться в охабнях при дворе.
Суженого нагадала
История любви царя Фёдора романтична и печальна. Он женился по любви, на незнатной девушке. Но счастье молодых было недолгим.
Свою суженую 18‑летний царь Фёдор Алексеевич случайно заприметил в толпе во время крестного хода на Вербное воскресенье. Какая-то барышня, увидев государя, громко вскрикнула и упала без чувств. Юный царь, нарушая благочиние, подбежал к девушке — и обомлел от ее красоты: точеные черты молочно-белого лица, золотистые волосы, алые губы. Фёдор влюбился в нее с первого взгляда. Тогда же он решил, что обязательно женится на ней.
Выяснилось, что девушку звали Агафьей Грушецкой и была она дочерью смоленского шляхтича польского происхождения. Жила в доме двоюродного дяди, думного дворянина Семёна Заборовского. Царь велел Заборовскому, чтобы он «племянницу хранил и без указа замуж не выдавал».
Агафья Грушецкая оказалась барышней образованной: умела читать и писать, говорила по-польски, знала латынь, интересовалась европейской культурой и политикой. До наших дней дошла история о том, что упала Агафья в обморок на крестном ходе не просто так. Лицо царя оказалось лицом ее суженого, когда-то привидевшегося ей во время гадания.
В июле 1680 года состоялось венчание Фёдора Алексеевича с Агафьей Семёновной Грушецкой. С момента их первой встречи прошло меньше четырех месяцев. Свадьбу отпраздновали без всякого чина и пышности, что было необычным для того времени.
Царица Агафья оказывала сильное влияние на мужа, на дворцовый быт и моду. По ее настоянию многие бояре стали подстригать бороды, надевать короткополые платья на немецкий манер, женщины — носить шапки по польской моде.
Молодые супруги жили душа в душу. В июле 1681 года царица родила сына, названного Ильёй. Младенец прожил всего 10 дней. Агафья скончалась через три дня после родов. Смерть любимой жены и первенца стала непереносимым ударом для Фёдора Алексеевича. Он умер меньше чем через год.
Материал из выпуска №55 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Забытые герои».