Главной градостроительной новостью этой недели стало внезапное предложение Александра Беглова разбить в центре Петербурга новый парк вместо планируемого Судебного квартала. Идею лично одобрил Владимир Путин, а проект почти сразу окрестили «Петербургским Зарядьем». В городских СМИ появились визуализации парка, и у экспертов появились первые вопросы. Сегодня мы попробуем разобраться с «желаемым и действительным» земель бывшего ГИПХа.
Хороший предвыборный подарок:
Идея создания парка у Биржевого моста восходит корнями ещё к первой половине прошлого века. Тогда советскими архитекторами был разработан масштабный проект единой зелёной зоны: от Петровской набережной до Елагина острова. Впрочем, даже в тех градостроительных реалиях подобной мечте места не нашлось. А вскоре участок у моста занял Государственный институт прекладной химии, просуществовавший там до 2011 года.
Изначально на месте снесённых корпусов института планировалось строительство элитного жилого комплекса «Набережная Европы», но уже вскоре концепция поменялась — участок решили отвести под Судебный квартал для переезда Верховного суда. «Имперский» вид проекта и малое количество зелёных насаждений не нашли одобрения у петербуржцев. Горожане требовали создать новый парк, а подготовка к строительству административных зданий шла медленно и со скандалами.
Особую озабоченность вызывали находящиеся на территории токсичные вещества, оставшиеся после ГИПХа. У независимых экспертов до сих пор остаются вопросы о качестве проводимых работ по рекультивации.
Время шло, Судебный квартал так и не появлялся, а город вплотную подошёл к новым Губернаторским выборам. И вот горожанам объявили, что Судебный квартал перенесут на Смольную набережную, а у Биржевого моста разобьют Арт-парк с театром балета Бориса Эйфмана.
В целом новость воспринялась положительно. Конечно, подобные чудеса редко происходят не в год выборов, но новый парк — в любом случае радость для Петербурга. Постройка зданий суда или элитного жилья навсегда бы разрушила мечту о зелёной зоне, а теперь эта мечта постепенно воплощается:
«То, что парк все-таки будет – это наша общая огромная победа. Так что поздравляю всех! Естественно, это связано с выборами. Они видят, что у них слабые рейтинги, поэтому и решили запустить такой масштабный проект. Относительно этого проекта в обществе и среди активистов есть и скептицизм: не начнётся ли после выборов «другая песня»? Такое спешное решение о создании парка, с одной стороны, вызывает радость, с другой — некоторые опасения. Конечно, мы надеемся на лучшее», — прокомментировал ситуацию создатель движения «Красивый Петербург»Красимир Врански.
Проект: хорошо или плохо?
Сегодня под термином «парк» могут подразумевать самые разнообразные планировочно-архитектурные решения. Что же хотят построить у биржевого моста? — утверждённого проекта пока нет, зато в сети легко найти первые визуализации, по которым уже что-то можно сказать:
Конечно, обсуждать эти картинки — дело неблагодарное. При первом взгляде становится понятно, что итоговый проект будет серьёзно отличаться от этих рендеров. Пока город вряд ли осилит столь замысловатый ландшафтный дизайн, как технически, так и финансово. Московское Зарядье обошлось бюджету почти в 30 млрд. рублей. Учитывая все вероятные проблемы и более скромные финансовые возможности, новый парк рискует стать для Петербурга второй «Зенит ареной». Впрочем, если начать экономить на материалах, качестве работ и стараться удешевить концепцию, — это пойдёт в ущерб будущему парку и сделает его строительство вовсе нецелесообразным. Что же делать?
Перед созданием итогового проекта необходимо организовать широкие публичные обсуждения будущего парка под руководством ведущих экспертов и с прямым участием горожан. У Петроградского района уже есть хороший опыт такого взаимодействия по вопросу благоустройства набережной Карповки. Теперь подобное нужно повторить в гораздо больших масштабах. И ни в коем случае нельзя подходить к учёту мнения горожан формально: опросы из пяти пунктов здесь будут выглядеть смешно и неуместно.
У городских властей есть современные информационные технологии и богатый управленческий опыт. Организовать конструктивное общественное обсуждение — задача, безусловно, более лёгкая, чем само строительство парка. Зато это позволит избежать непоправимых ошибок и сделает проект действительно народным. Предложения горожан должны публично прорабатываться экспертами, только тогда мы получим хороший результат.
Что можно сказать о проекте сейчас? — в целом, достаточно интересно. Есть необычные формы, активно используется ландшафтный дизайн и функциональное зонирование. Но уже видны и первые ошибки: почему парк на набережной практически не обращается к водному пространству? Вдоль воды проходит только голая дорожка, отделённая от остальной территорией павильоном.
Будет ли на такой набережной уютно и красиво? Как минимум там необходимо тоже сделать озеленение, поставить скамейки и оборудовать дополнительные спуски к воде. Берега водных объектов становятся самыми посещаемыми местами в любом парке, так почему не использовать это? В отличие от того же Зарядья, здесь зелёный массив не отделён от реки крупной автодорогой. Конечно, набережная в центре должна быть оформлена достаточно аккуратно, но даже набережная Лейтенанта Шмидта привлекает большое количество людей.
Само здание театра, как оно сейчас отрисовано, назвать откровенно хорошим или плохим нельзя. С одной стороны, оно сочетает в себе элементы классицизма, связывающие его с окружающими архитектурными доминантами, и смелые современные решения в виде необычных форм и элементов сплошного остекления. С другой стороны, неказистый стеклянный ангар на крыше и длинная плоская стена, напоминающая о лучших временах панельного строительства, явно нуждаются в переработке.
Также не хотелось бы видеть территорию замкнутой на театре. Каким бы хорошим он не был, делать парк «приусадебной территорией» театра нельзя — это просто не обеспечит необходимое привлечение людей. Парку необходима многофункциональность: места для тихого отдыха, площадки для мероприятий на свежем воздухе, выставочные павильоны, небольшие кафе, зоны коворкинга и многое другое. Вписать все эти сооружения в общее зелёное пространство — задача сложная, но выполнимая. Парк ни в коем случае не должен походить на поле с редкими хилыми деревцами.
Мечты о прекрасном вчера:
Ещё в прошлом году архитекторами и урбанистами была создана очень футуристичная, но не лишённая готовых к реализации идей, концепция межвузовского общественного пространства. Выглядит она красиво, но крайне дорого и сложно. Пока город может только мечтать о подобном. А вот подсмотреть идеи по благоустройству набережной и грамотного использования зелени — мысль здравая.
Кроме того, очень интересна концепция привлечения к проекту разных городских Университетов и формирования среды для их взаимодействия. Сейчас городу остро не хватает подобного места. Создатели проекта провели тогда социологическое исследование и собрали большое количество ценной информации о запросах горожан.
Участие университетов и возможное привлечение спонсоров рано сбрасывать со счетов. Такой подход помог бы найти дополнительное финансирование и обеспечить полноценное функциональное наполнение. В Петербурге около 300 тысяч студентов, город в любом случае будет развиваться как важнейший центр образования и науки.
Выводы:
Создание нового парка — радостная новость для всего города. Однако его концепция и проект нуждаются в крайне тщательной проработке с участием экспертов и горожан. Цена градостроительной ошибки в самом сердце Петербурга слишком высока. Местоположение в историческом центре накладывает серьёзные ограничения на архитектурные эксперименты, но это не должно стать причиной отказа от современных решений и многофункциональности.
Если подойти к делу со всей серьёзностью, город может получить великолепный парк и общественное пространство. Это не будет «Петербургским Зарядьем», а чем-то совершено новым, необычным и, в то же время, востребованным.
Мы очень надеемся, что проект будет реализован в его лучшем виде. А окончание выборов Губернатора не сильно умерит пыл чиновников. В любом случае, мы готовы бороться за этот парк вместе с общественными движениями и жителями города.