Дети бывают двух типов: одни пугаются и сидят смирно, когда родители ушли из дома, а другие начинают лазить, выгребая самое ценное и хорошо спрятанное.
Я относилась ко второй разновидности. Одним из самых моих любимых занятий в то время был поиск конфет, в этой деятельности я была большим профессионалом, и сам процесс занимал всего навсего 10-20 минут. Я спокойно проходила по всем комнатам и неспешно осматривала потайные шкафчики, быстро обнаруживая свой заветный пакетик.
Далее я переходила в кладовку, где лежали мамины сумки, которые она не носила. Я вытаскивала их в гостиную, перебирала и пересматривала, примеряя на себя.
Когда энергии становилось меньше, я переходила к самому сокровенному. В верхнем углу стенки, под потолком, находились заветные коробочки. Я хорошо знала, что они там лежат. Брала стул с мягким сиденьем из немецкого гарнитура, взгромоздить на него еще что-то было трудно, и поэтому дальше я забиралась по книжным полкам туда, куда мне надо было проникнуть.
Становясь кончиками пальцев так, чтобы не задеть книги, я тянулась рукой, цепляясь пальцами за верхние полки, открывая створки и доставая коробки одну за другой.
В первой лежали поздравительные открытки от родственников, коробка была наполнена до краев, так что крышка плохо закрывалась. Их собирали много лет: Новый год, 8 марта, дни рождения...Приходили поздравления из разных советских республик. Так уж получилось, что нашу большую семейную систему разбросало по всей стране.
Вторая коробочка была с открытками из путешествий и артистов: Голубкина, Анна Герман, Марина Влади.
А третья коробка - самая большая, там хранились мои фотографии , а еще фото всей нашей семьи: молодыми мамой и папой... Я высыпала все фотографии на синий шерстяной ковер, и они лежали, как опавшие листья.
Особенно нравились старые фото, по краям окантованные махровым узором, желтые и сжурившиеся от времени. Рассматривать их было, как погружаться в другую реальность, всматриваясь в лица людей из прошлого, выискивая того, на кого я больше всего похожа.
На фото девушки в красивых платьях с пышными юбками и вырезом "лодочка", который подчеркивал грудь, плечи и шею, казались очень женственными. А еще туфли на каблучках, сумочки и смешные маленькие шляпки с бантами или цветочками сбоку.
Мужчины были в широких смешных штанах, высоко сидящими на поясе.
Люди без позерства и искусственных поз смотрели в камеру.
Все фото были сделаны в старом Львове. На фоне полуразрушенных зданий с витиеватой лепниной, с водруженными львами и орлами - как символ былого величия города и красивой жизни.
Мама приехала во Львов со своим братом-погодкой, послевоенные дети, из голодной оккупированной Украины, из нищеты и голода. Именно там дяде купили первые ботинки. Остановились они у бабушки - сестры их папы, в очень известном пансионате.
Семья, в которую они попали, была из "бывших", именно благодаря этому они стали ходить в театр и на выставки. Деревенские необтесаные ребята окунулись в "культурную жизнь". Очень много фотографий около львовского оперного театра.
Эти фото были как картинки из сталинских фильмов, но на них были мои родственники, будто актеры из неизвестного мне кино.
На многих из открыток стоял лысый мужчина, в семье его звали Дидя, он выделялся из всех и немного пугал. На нем был надет пиджак без воротника, такой же, как носил Сталин, Дидя всегда стоял немного поодаль.
Месяц назад я заехала к сестре, чтобы разместить эти фотографии для фейсбук. Мы сели их рассматривать, начали обсуждать кто и где, как сложилась их жизнь. Вот тут я и узнала, что лысый мужчина в кителе - муж бабушки, работал в КГБ. Он управлял пансионатом то ли как "стратегическим" объектом, то ли за какие-то заслуги. Это многое мне объяснило: и красивые платья, прически, шикарный пансионат в поствоенное время,.
Очень много интересного хранят старые фото, молодую маму и любящего папу, меня с бантами и сестру рядом с фортепьяно ... эти сокровища моя семья перевозила из города в город, оставляя вещи, но забирая фото с собой, как память и историю семьи.
Я тоже вожу свою историю всегда собой, но уже в телефоне.
В семейной системе все роли, как правило, расписаны, и не человек выбирает роль, а система его. В ней даже есть "хранители." Иногда мне кажется, что это я.