- Мы живем нашей памятью. Мы живы, пока не вспомним. Мы не исчезаем в потоке времени, пока не найдется кто-то, кто вспомнит.
- В 1949 году Борис Александрович Колчин опубликовал свою первую работу под названием «Попытка металлографического исследования древнерусских железных предметов».
- Проблемы хронологии имеют ключевое значение для археологов.
Мы живем нашей памятью. Мы живы, пока не вспомним. Мы не исчезаем в потоке времени, пока не найдется кто-то, кто вспомнит.
Ученым редко удается внедрить новый метод на практике. Может быть, еще реже ученый может создать новую научную школу и оставить за собой не формальную цепочку исследований, защищавших свои докторские диссертации под покровительством мэтра, а когорту последователей, которые продолжают и развивают работу, начатую Учитель.
Не будет преувеличением сказать, что Борис Александрович Колчин ввел совершенно новую ветвь в советскую археологию.
Он был первым, кто применил методы естественных наук или археометрию, как это принято называть сейчас, для исследования археологических объектов.
В 1949 году Борис Александрович Колчин опубликовал свою первую работу под названием «Попытка металлографического исследования древнерусских железных предметов».
Это положило начало его последующей многолетней деятельности, посвященной изучению истории раннего кузнечного дела. В результате была представлена сложная картина развития металлургии и металлообработки в средневековой России. На основании сотен металлографических анализов Б.А. Колчин выявил высокий профессиональный уровень, прогрессивный характер развития и сложную структуру производства. Он неоднократно обращался к этой теме.
Его исследования всегда характеризовались стремлением изучать металлургическое производство как последовательный процесс, от разведки руд и их добычи до продажи готовой продукции и отслеживания коммерческих связей. Б.А. Колчин был одним из первых представителей исследователей мирового масштаба, которые осознавали важность экспериментальных работ и активно внедряли их в археологическую практику.
Б.А.Колчин был ученым поразительно широкого круга интересов. Создав школу специалистов по археометаллографии, он обратил свое внимание на еще одну жизненно важную отрасль средневекового ремесла - деревообработку. Он опубликовал две фундаментальные монографии, посвященные деревянным артефактам из древнего Новгорода, и открыл совершенно новый мир - повседневную жизнь средневекового человека, окруженного целой вселенной функционально разных предметов, которые в то же время демонстрировали высочайшие эстетические стандарты эпохи.
Проблемы хронологии имеют ключевое значение для археологов.
Борис Александрович Колчин также внес свой ценный вклад в эту область. В настоящее время едва ли можно представить процедуру датирования средневековых культурных месторождений консервированной древесиной без применения дендрохронологического метода. Его внедрение в археологическую практику резко изменило всю ситуацию в том, что касается исследований культурных отложений и захороненных в них древностей. Кроме того, развитие дендрохронологических исследований позволило поднять проблему климатических сдвигов в далеком прошлом, определить в хронологическом масштабе корреляцию между экологическими катаклизмами, зарегистрированными в письменных источниках.
В области традиционной археологии Борис Александрович разработал хронологическую шкалу массовых предметов повседневного пользования. Ссылки на эту работу можно найти в каждой публикации, посвященной древнерусской археологии.
Некоторые из его работ не были опубликованы в виде всеобъемлющих монографий. Таким образом, в 70-х - начале 80-х он сильно интересовался применением математического метода в археологии и теоретическими аспектами развития раннего производства. К большому сожалению, эти проблемы были опубликованы в виде отдельных небольших работ.
Самым большим достижением Бориса Александровича Колчина как научного руководителя было создание в 1967 году Лаборатории естественных наук в Институте археологии Академии наук СССР.
Он организовал Всесоюзное совещание по применению этих методов в археологии (Москва, 1963) и был редактором трех книг, посвященных изучению археологического материала с применением методов естествознания. Во второй половине 70-х годов он организовал секцию археологии при Московском обществе исследователей природы и фактически оставался его руководителем. В течение этого периода почти каждый год проводились заседания секции, после чего следовала публикация их материалов, в основном тезисов лекций.
Для меня Борис Александрович был прежде всего человеком, указавшим мне путь к научной работе. Только теперь, после того, как прошло много времени после его смерти, я понимаю преимущества моих контактов с этим выдающимся ученым.
Полный список публикаций Бориса Александровича Колчина см. В сборнике статей «Естественнонаучные методы в археологии», Москва, Издательство Наука, 1989.