Рай Кудер... Многим любителям музыки это имя, увы, мало о чем говорит, хотя, он, несомненно, является одним из лучших рок-гитаристов мира. Больше, чем другим его имя известно поклонникам Rolling Stones: хотя, Кудер никогда официально не был членом этой группы, его гитара звучит на пластинках "Let It Bleed", "Sticky Fingers" и "Jamming with Edward!".
Увы, в 1971 году Рэй разрывает отношения с легендарной группой, заявив, что Мик Джаггер и Кит Ричардс не законно заимствовали у него музыкальные идеи и целые композиции, в том числе и Hоnkу Tоnk Wоmen. Скандальный разрыв с «Роллингами» оказался только началом настоящей карьеры Кудера, ведь ему было в то время лишь 24 года.
...Он родился в Лос-Анджелесе 15 марта 1947 года и уже в детстве прекрасно исполнял фолк-энд-блюзовые композиции таких знаменитостей, как Вуди Гатри, Хадди Ледбеттер, Сонни Терри и Брауни МакГи. С начала 60-х в Америке начинается эпоха возрождения блюза, наложившая глубочайший отпечаток на все творчество Кудера.
Интерес к блюзу и повальное увлечение «Битлз» вызвали появление в Лос-Анджелесе десятков музыкальных клубов.
«Внезапно появилась возможность что-то делать: теперь можно было прыгать по сцене, вопить и при этом называться группой»,— вспоминает об этом времени Кудер.
Рэй, конечно же, не остается в стороне от всеобщих увлечений — вместе со своим чернокожим другом по кличке «Тадж Махал» он собирает группу Rising Sons. Одно из их первых выступлений проходило на выставке музыкальных инструментов, где группа рекламировала образцы товаров.
Там Рэй и познакомился с тогда еще никому не известным вокалистом по имени Captain, который предложил записать Кудеру совместный диск. С тех пор Рэй записывался со многими выдающимися рок-музыкантами, такими как, Рэнди Ньюман, Эрик Клэптон, Вэн Моррисон, Лоуэлл Джордж, Джон Хайятт и многими другими... Удивительная способность Кудера перевоплощаться и «на ходу» развивать чужие идеи сделала его идеальным сессионным музыкантом и великолепным автором музыки к кинофильмам.
В своем собственном творчестве Кудер постоянно обращается к народным корням южноамериканской музыки, возрождает забытые блюзовые мелодии прошлого. Начиная с 1970 года он записал огромное количество пластинок, представляющих собой удивительную смесь из стилей госпел, соул, фолк, а также из блюза, рок-н-ролла, нью-орлеанского джаза, мексиканской музыки и задушевных гавайских гитар (последнее, кстати, вероятно, и объясняет страсть Кудера к ярким гавайским рубашкам).
В составе собственной группы Кудера Chicken Skin Revue играли: Джим Дикинсон - клавишные, Дэвид Линдли - струнные и Джим Келтнер - барабаны. В 1976 году к группе также присоединился и мексиканский виртуоз Флако Джименез.
Рэй однажды услышал его игру на аккордеоне по радио и немедленно разыскал музыканта где-то в Техасе. С этого времени смесь мексиканской сентиментальности и темперамента рок-н-ролла становится, пожалуй, главной отличительной чертой той музыки, которую исполняет группа Кудера.
Несмотря на то, что сам Кудер считает подобный стиль «самым замечательным в мире», наибольшее число поклонников эта музыка нашла в Западной Европе, в то время как в США к ней относятся довольно прохладно.
«Мне кажется,— говорит Кудер,— главный принцип американских композиторов заключается именно в том, что каждый старается соединить разные виды музыки в одно целое, создать нечто, чего раньше никогда не было...»
Кудера, однако, раздражало, что несмотря на его огромный творческий потенциал, фирма Warner Brothes не очень-то охотно выпускает его новые записи — так, с 1982 по 87-й годы не было выпущено ни одной его сольной пластинки — записывалась только музыка к кинофильмам.
Впрочем, «писать музыку для кино мне очень по душе,— говорит Кудер.— Мне нравится создавать мелодии, вслушиваясь в жизнь, происходящую на экране».
Первым заметным фильмом, в котором звучит музыка Рэя, стал боевик «Long Riders» (1980) — история знаменитой банды, руководимой двумя американскими «робин гудами» Джесси Джеймсом и Колменом Янгером. В этой картине Рэй показал свое мастерство композитора и исполнителя кантри-музыки.
Другой известный фильм, для которого писал музыку Кудер,—
"Paris Texas" режиссера Вима Вендерса (1984), шедший и в нашей стране. Музыка Кудера в данном случае лишена каких-либо внешних эффектов — сознательно используя всего лишь одну гитару, Кудер создает удивительную атмосферу напряженности и подчас безысходности в этом замечательном фильме, повествующем о любви, одиночестве, раскаянии и прощении.
Рэй Кудер с самого начала выбрал свой собственный путь, не привычный для большинства современных рок музыкантов — избегая шумных многотысячных стадионов, лихорадки хит-парадов, борьбы за «золотые» и «платиновые» диски, он уже два десятилетия вызывает высочайшее уважение профессионалов и знатоков своей ни на кого не похожей Музыкой.
Михаил Шугаев.
Спасибо Вам и хорошего дня. Подписывайтесь, кому интересна рок музыка и ее история: Rock Story