Летом, 1954 года, правительство Советского Союза приняло решение об организации на некоторых автомобильных и тракторных заводах специальных конструкторских бюро как отдельное подразделение. Цель таких подразделений заключалась в разработке специальной техники по заказу Министерства обороны СССР.
Первым автомобилем, разработанным СКБ ЗИЛ был автомобиль под индексом Э134. Он был построен в конце июля 1955 года. К прохождению испытаний машина была доставлена уже к октябрю этого же года.
Компоновка автомобиля довольно необычная, но что поделаешь – такой видели машину военные. Грузовик имел грузоподъёмность 3 тонны. Полный вес буксируемого прицепа 6 тонн. Заказчики предъявляли высокие требования к проходимости и преодолению инженерных препятствий. Высокая проходимость автомобиля достигли путём равномерного расположения четырёх неразрезных мостов.
Машина оснащалась специальными восьмислойными шинами диаметр которых был 1,2 метра. Дорожный просвет автомобиля составил 370 мм. Внедорожник оборудовался центральной системой подкачки колёс, что позволяло при необходимости быстро стравить воздух с шин для максимальной площади контакта с грунтом, а потом быстро накачать после прохождения препятствий. Специально для этого вида транспорта была сконструирована такая деталь как снегоотвод. Когда автомобиль ехал вперед, снегоотвод раскидывал от предполагаемой траектории движения машины.
Ведущие мосты были подвешены на полу эллиптических рессорах и снабжены амортизаторами двухстороннего движения.
На автомобиль поставили форсированный мотор ЗИС-120ВК. Объём двигателя составлял 5,6 литра мощностью 130 л.с. Мощность была увеличена за счёт изменения конструкции головки и ГРМ.
Вездеход мог похвастаться специальной конструкцией трансмиссии. Крутящий момент двигателя передавался на мосты через последовательно соединённый трёхступенчатый гидротрансформатор, КПП от ЗИС-150, двухступенчатую раздатку (обе передачи понижающие), переднюю и заднюю коробки отбора мощности. Все эти узлы были связаны с собой карданными валами. Здесь гидротрансформатор играл очень важную и полезную роль. Он придавал наибольший крутящий момент при трогании машины с места, особенно это было полезно на мягких грунтах. Так же гидротрансформатор из за косвенной связи трансмиссии и двигателя не давал мотору заглохнуть под большой нагрузкой.
Автомобиль управлялся поворотами колёс передних двух мостов. Управлять поворотами колёс помогал ГУР. Это было особенно полезно при движении по мягким грунтам с предварительно спущенными шинами.
Машину изготовили в единственном экземпляре. По причине изменений требований военного ведомства, автомобиль в серию не пошёл. А опыт пошёл на пользу при создании мощного колёсного транспортёра ЗИЛ-134.
На этом всё. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всего вам хорошего!