Найти тему
"АВТОJIZN"

Уникальная разработка СКБ ЗИЛ-Э134.

Летом, 1954 года, правительство Советского Союза приняло решение об организации на некоторых автомобильных и тракторных заводах специальных конструкторских бюро как отдельное подразделение. Цель таких подразделений заключалась в разработке специальной техники по заказу Министерства обороны СССР.

Первым автомобилем, разработанным СКБ ЗИЛ был автомобиль под индексом Э134. Он был построен в конце июля 1955 года. К прохождению испытаний машина была доставлена уже к октябрю этого же года.

-2

Компоновка автомобиля довольно необычная, но что поделаешь – такой видели машину военные. Грузовик имел грузоподъёмность 3 тонны. Полный вес буксируемого прицепа 6 тонн. Заказчики предъявляли высокие требования к проходимости и преодолению инженерных препятствий. Высокая проходимость автомобиля достигли путём равномерного расположения четырёх неразрезных мостов.

-3

Машина оснащалась специальными восьмислойными шинами диаметр которых был 1,2 метра. Дорожный просвет автомобиля составил 370 мм. Внедорожник оборудовался центральной системой подкачки колёс, что позволяло при необходимости быстро стравить воздух с шин для максимальной площади контакта с грунтом, а потом быстро накачать после прохождения препятствий. Специально для этого вида транспорта была сконструирована такая деталь как снегоотвод. Когда автомобиль ехал вперед, снегоотвод раскидывал от предполагаемой траектории движения машины.

-4

Ведущие мосты были подвешены на полу эллиптических рессорах и снабжены амортизаторами двухстороннего движения.

На автомобиль поставили форсированный мотор ЗИС-120ВК. Объём двигателя составлял 5,6 литра мощностью 130 л.с. Мощность была увеличена за счёт изменения конструкции головки и ГРМ.

Вездеход мог похвастаться специальной конструкцией трансмиссии. Крутящий момент двигателя передавался на мосты через последовательно соединённый трёхступенчатый гидротрансформатор, КПП от ЗИС-150, двухступенчатую раздатку (обе передачи понижающие), переднюю и заднюю коробки отбора мощности. Все эти узлы были связаны с собой карданными валами. Здесь гидротрансформатор играл очень важную и полезную роль. Он придавал наибольший крутящий момент при трогании машины с места, особенно это было полезно на мягких грунтах. Так же гидротрансформатор из за косвенной связи трансмиссии и двигателя не давал мотору заглохнуть под большой нагрузкой.

-5

Автомобиль управлялся поворотами колёс передних двух мостов. Управлять поворотами колёс помогал ГУР. Это было особенно полезно при движении по мягким грунтам с предварительно спущенными шинами.

Машину изготовили в единственном экземпляре. По причине изменений требований военного ведомства, автомобиль в серию не пошёл. А опыт пошёл на пользу при создании мощного колёсного транспортёра ЗИЛ-134.

На этом всё. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всего вам хорошего!