Найти тему
С любовью, М

Клиент всегда прав?

Оглавление

Самое сложное при работе в режиме фриланса - научиться говорить "нет". Почему это важно? Если рассматривать нашу работу как сферу услуг, то работа с клиентом должна строиться на комфортных для него условиях. Но это не всегда полезно для самого фрилансера. Стоит ли руководствоваться постулатом: клиент всегда прав? И когда пора отказываться от сотрудничества с "токсичным" заказчиком? Попробуем разобраться.

Как распознать проблемный заказ?

Поскольку мой основной опыт во фрилансе связан с копирайтингом, рассматривать примеры проблемных заказов я буду именно из этой сферы. Среди клиентов, способных превратить вашу жизнь в ад могут встретиться:

1) Адепты разнообразных систем и последователи гуру от копирайтинга. Писать "по Пузату" или "как Панда" конечно неплохо. Но если у заказчика не хватает денег оплатить работу самого гуру, из вас он гарантированно вынет душу.

2) Сео-специалисты, считающие, что ключей должно быть много. Из свежего опыта - спустя неделю после отправки запроса на задание со мной связалась девушка. Предложила задание с двумя десятками "кривых" ключей на 2500 знаков. Объективно, даже при длине предложения в 100 символов, связный текст в этом случае создать сложно. У меня был опыт работы с переоптимизированными текстами. Они не стоят ни вашего времени, ни усилий. Но если клиент в курсе, и согласен с тем, что получит более-менее связный набор фраз - почему бы и нет. Плохо лишь, что конечный клиент - владелец сайта, часто вообще не видел этого ТЗ, и сильно удивляется результатам.

3) Любители проверок. Если вам предлагается проверить готовый текст по пяти системам уникальности, Главреду, Тургеневу, Таро и соннику Ленорманн, можно не сомневаться - дело происходит весной или осенью, и у психов снова обострение.

4) Неграмотные. Забавно, когда человек, требующий от авторов "идеальной грамотности" делает ошибки в собственном объявлении. Но будьте уверены: с вас он спросит по всей строгости. Услуги корректора еще никто не отменял.

Когда пора "делать ноги"?

Фриланс - довольно тонкая сфера, где многое решает интуиция и чутье. Если вы не находите контакт с заказчиком еще на стадии обсуждения, стоит насторожиться. Непонимание рождает даже разница в лексиконе. Поверьте, самые "отмороженные" заказчики в моей жизни очень любили использовать смайлики, и вообще демонстрировали чудеса коммуникабельности. Но если вам не комфортно еще на стадии обсуждения ТЗ или оплаты труда - дальше будет только хуже. Не тратьте свое время впустую. Ищите тех, с кем будет приятно и просто работать. Адекватных заказчиков много, и они обязательно найдутся.

С любовью, М.