Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Способна ли Япония собственными силами построить модернизированный F-22?

Япония утверждает, что Пентагон подал ей сигнал о том, что США и фирма Lockheed предоставят Токио критическую технологию «стелс» для разработки новой платформы под названием F-3, по существу являющейся модернизированной версией американского истребителя F-22. Правда, японский проект F-3 может оказаться слишком амбициозным и потребовать на свое осуществление слишком много ресурсов, особенно финансовых средств из оборонного бюджета. Японии также понадобится электронное оборудование и программное обеспечение, встроенное в самый современный американский истребитель F-35 и передовые технологии двигателя. До сих пор для предлагаемого японского истребителя не учтено, откуда будет взята часть технологии «стелс-дизайна». Если Япония думает, что она поступит из Соединенных Штатов, то, как считают западные эксперты, это может стать очень большой ошибкой. Проект все еще далек от одобрения, и США придется взвесить некоторые серьезные изменения в своей политике по передаче части технологии истребителей F-35 Японии.

Цель Японии состоит в том, чтобы со временем заменить истребителями F-3 все стоящие на вооружении в настоящее время 82 истребителя F-2 местного производства и, возможно, 102 самолета F-15J, разработанных на основе американских технологий. Даже с некоторыми дополнительными самолетами для резервирования и обучения, общая количество приобретаемых F-3 составит не менее 200 самолетов. Это примерно такое же количество истребителей F-22, которые были построены в США до того, как программа была остановлена, потому что самолет оказался слишком дорогим и сложным в обслуживании. В то же время его готовность к боевым действиям оставляла желать лучшего. Так, в 2017 году только 49,01% парка этих самолетов были использованы в бою. Учитывая же затраты на исследования и разработки, цена каждого отдельного истребителя F-22 составила 334 млн. долл., то есть, каждый час работы F-22 стоил около 70 тыс. долл. Предполагается, что час работы самого современного американского истребителя F-35 будет стоить около 30 тыс. долл., но эти почасовые расходы пока являются только прогнозами. Надежность F-35 также неопределенна – сейчас около 50% этих самолетов находятся в боевой готовности, хотя надежность истребителей во многом зависит от условий эксплуатации различных моделей F-35.

Сейчас, никто не может даже предположить, сколько будет стоить отдельный экземпляр нового японского истребителя-невидимки на основе F-22, или сколько будет стоить его эксплуатация. Опыт разработки японского F-2 показал. что цена одного истребителя составила 127 млн. долл. в 2009 году, или 148,65 млн. долл. в 2019 году. Для сравнения, цена одного американского истребителя F-16 для моделей C/D составила 18,8 млн. долл. в 1998 году, или 29,32 млн. долл. в 2019 году. Даже с учетом значительных усовершенствований F-16 и лучшей электроники в F-2, когда он сошел с конвейера, по сравнению с тогдашними моделями F-16, Япония заплатила, по крайней мере, в три раза больше стоимости американских самолетов. Если рассчитывать полную цену F-22 (334 млн. долл.), и сравнить ее с будущим японским F-3, то любая проекция затрат будет в два или три раза больше цены F-22, или даже больше, то есть составит около одного млрд. долл.

Нужен ли Японии такой дорогой F-3? Япония давно стремилась купить F-22, но зарубежные продажи этого истребителя были заблокированы Конгрессом. Оправданием для блокирования экспорта была уникальность «стелс»-конструкции со всеми аспектами, специальные двигатели с переменной тягой с тем, чтобы придать самолету боевую маневренность и якобы уменьшенную инфракрасную сигнатуру двигателя, что затрудняло бы захват истребителя ракетами теплового наведения «воздух-воздух». В то время как F-35 превосходит F-22 в своем двигателе и электронике, F-35 не является универсальной «стелс»-платформой и не имеет возможности «суперкруизера». «Суперкруизерность» – это способность самолета поддерживать сверхзвуковую скорость без использования форсажа двигателей. Зато F-35 может нести тяжелое вооружение и имеет большую дальность полета. Чтобы любой F-3 был успешным, он должен был иметь все аспекты скрытности, большой радиус действия, а также иметь грузоподъемность лучше, чем F-35. Может ли это быть достигнуто путем «смешивания» характеристик F-35 и F-22 в новом F-3? Это очень значимая проблема. Япония, не имея опыта проектирования самолетов-невидимок, и ей придется работать на неизведанной территории, что может закончиться неудачей. Со стратегической и тактической точек зрения новый F-3 должен был бы предложить значительно больше возможностей, чем F-35, который сегодня является доминирующей истребительной платформой в Тихоокеанском регионе. В то время как Китай уже разработал стелс-подобный истребитель Chengdu J-20 и, предположительно, завершает работу над Shenyang F-С 31, с F-35, далеко не ясно, что это очень хорошая стелс-платформа. В марте 2018 года индийские истребители Су-30МКИ смогли обнаружить J-20 на радарах, так как самолеты действовали вблизи индийской границы. Хотя было бы интересно узнать, были ли J-20 обнаружены на западных радарах, об этом почему-то никто не говорит. Поэтому нуждается ли, в действительно, Япония в истребители, боеспособность которого была бы лучше, чем у F-35, также остается открытым вопросом.

Другая проблема заключается в том, что Япония хочет иметь возможность самостоятельно строить передовые боевые самолеты пятого и шестого поколения и поддерживать свою аэрокосмическую промышленность активной в этой области. Это не необоснованная идея, но является ли она достижимой или доступной, по-видимому, остается реальной проблемой. В Соединенных Штатах есть опасения, что F-35 будет настолько доминировать на промышленной базе боевых самолетов, что Boeing, который создает также F-18 и F-15X, вскоре может закрыть свою производственную линию в Сент-Луисе. С тем, чтобы сохранить ее, Пентагон хочет купить около 20 новых истребителей F-15X, но пока еще нет бюджета, и некоторые представители Конгресса скептически относятся к этому. Конечно, сохранение жизнеспособности объекта в Сент-Луисе важная «хеджировка» на случай, если программа F-35 дрогнет или у нового истребителя обнаружатся неизвестные боевые недостатки. Более того, у F-35 имеются и ограничения для носимого оружия, что объясняет, почему Пентагон снова инвестирует в оживление бомбардировщиков B-1 и B-52, которые могут нести крылатые ракеты и, в конечном счете, гиперзвуковое оружие.

Япония, также как и США, столкнулась с приближающимся концом жизни своих флотов истребительной авиации, Для США это парк самолетов F-15 и F-16, а в случае Японии это истребители F-2. Американские истребители быстро деградировали из-за их интенсивного использования в иракской, сирийской и Афганской войнах. На японских самолетах процесс износа сказался в меньшей степени, но частые полеты вблизи побережья Японии и ее островных цепей, включая стратегический пролив Мияко, как российскими, так и китайскими самолетами привели к потерям среди японских ВВС.

Влияние на оборонный бюджет. Несмотря на некоторое увеличение военного бюджета в последнее время, Япония тратит только около 1% своего ВВП на оборону. Так, в 2015 году он составил около 42 млрд. долл., и вырос до 47 млрд. долл. в 2019 году. Большая часть этого бюджета пойдет на покупку береговой системы противоракетной обороны Aegis и новых американских истребителей F-35. Если в бюджет будут добавлены новые расходы на F-3, Японии придется либо значительно увеличить свой оборонный бюджет, либо сократить другие программы, но наиболее вероятно, что будет сделано и то, и другое. Даже тогда неясно, сможет ли Япония получить внутриполитическую поддержку для масштабных расходов, необходимых для F-3, хотя этот проект повысит занятость в аэрокосмическом секторе. Кроме того, для Японии, дополнительным бременем является то, что она не может рассчитывать на получение денег от каких-либо иностранных военных продаж этих самолетов, а это означает, что общая стоимость разработки истребителей опять будет лежать на японском налогоплательщике.

Влияние на передачу технологий. В рамках программы F-35 Lockheed своим международным партнерам отказывается передавать что-либо из компьютерных технологий или компьютерные коды истребителя F-35 и требует – разве что не в случае с Израилем – чтобы партнеры использовали интегрированные логистические системы управления, давая Lockheed и Соединенные Штаты, в значительной степени, контролировать международные версии истребителя F-35. Пентагон часто получает жалобы от союзников, особенно от британцев и итальянцев, на введенные Lockheed ограничения. Но Lockheed относится к компьютерам и программному обеспечению как к частной собственности, хотя исследования и разработки финансировались правительством. Будет ли Япония рассматриваться предпочтительнее по сравнению с американскими союзниками по НАТО? Lockheed еще не сказала об этом, и сообщения о согласии Пентагона могут быть полностью спекулятивными. Никто пока не знает, чего хочет Япония от Lockheed и ее поставщиков, особенно от производителя двигателей Pratt and Whitney, но есть предположение, что для того, чтобы у Японии был шанс построить F-3, ей нужна вся внешняя помощь, которую она могла бы получить.

Прежде чем какое-либо решение о выпуске технологии может состояться в Вашингтоне, детали передачи должны быть прописаны. Если ноу-хау stealth также является частью сделки, сообщество «LO-CLO» Пентагона должно будет его одобрить. «LO-CLO» относится к Low Observable – Counter Low Observable, что означает технологию stealth и counter-stealth. Инструкция Министерства обороны S-5230.28 дает этой специальной группе значительные рычаги влияние на любое решение о выпуске технологии. И, поскольку Министерство обороны так глубоко привержено программе F-35, выдача любой из технологий F-35 кажется маловероятной. Далеко не наверняка Япония имеет достаточное влияние с тем, чтобы преодолеть сопротивление в Пентагоне или даже в Конгрессе, где есть большой и мощный «совместный ударный истребитель», состоящий из 103 членов Палаты представителей. Поскольку меры по ассигнованиям исходят из Палаты представителей, а не из Сената США, Комитет имеет большое влияние на Капитолийский холм. Lockheed, например, хочет быть уверена, что ее многочисленные оборонные программы будут продолжаться и расширяться, поэтому она должна быть осторожна, когда дело доходит до любых иностранных сделок, которые она может захотеть сделать, если, на самом деле, Lockheed действительно хочет заключить сделку с Японией для F-3, что не является достаточно определенным. Поэтому японский проект F-3 может оказаться слишком амбициозным и занять слишком много ресурсов. Этот проект также может погрузить Японию в спор с Пентагоном и Конгрессом США, которого она, вероятно, не захочет. По вышеуказанным причинам проект F-3 может никогда не начаться.