Два, безусловно, самых колоритных героя из маршальского пантеона Великой Отечественной. Натянутые отношения Жукова со многими советскими военачальниками известны. Но только с Рокосcовским эта натянутость имела личный и длительный характер. В основе этого напряжения - особенности характера и статус обоих полководцев на протяжении длительного времени.
Первая мировая и Гражданская война.
Когда говорят о Жукове непременно упоминают, что за Первую Мировую он имел два Георгиевских креста. Нет никаких поводов ставить под сомнение личную храбрость Жукова. Но Рокосcовский и воевал намного дольше и георгиевских наград имел больше -Крест и две медали.Затем гражданская война. В Красной армии (тогда гвардии) оба начинают с рядовых, оба лично участвуют в боях, оба постепенно растут в должностях. Жуков заканчивает Гражданскую командиром эскадрона, Рокосcовский командиром полка. Константин Константинович демонстрирует ничуть не меньшие мужество и твёрдость характера чем Георгий Константинович.
После Гражданской войны.
В первый раз лично будущие маршалы пересеклись в 1924 году. Оба учились на Кавалерийских курсах усовершенствования командного состава в Ленинграде. Оба очень комплиментарно отзывались о качествах друг друга той поры.
Рокосcовский -
Жуков как никто отдавался изучению военной науки. Заглянем в его комнату - всё ползает по карте, разложенной на полу. Уже тогда дело, долг для него были превыше всего.
Жуков -
... я высоко ценил его военную эрудицию, большой опыт в руководстве боевой подготовкой и воспитании личного состава.
В 1930 они впервые пересекаются в прямой военной иерархии. Жуков командует полком в 7 Самарской кавалерийской дивизии. Рокоcсовский назначается командиром этой дивизии. Жуков отстаёт в военной иерархии сразу на 2 ступеньки,но вскоре подтягивается - его назначают командиром одной из бригад в той же дивизии. К этому периоду относится и знаменитая характеристика, которую дал комдив Рокосcовский на своего подчинённого комбрига Жукова -
«Сильной воли. Решительный. Обладает богатой инициативой и умело применяет её на деле. Дисциплинирован. Требователен и в своих требованиях настойчив. По характеру немного суховат и недостаточно чуток. Обладает значительной долей упрямства. Болезненно самолюбив.
В военном отношении подготовлен хорошо. Имеет большой практический командный опыт. Военное дело любит и постоянно совершенствует. Заметно наличие способностей к дальнейшему росту. Авторитетен»
Вместе Жуков и Рокосcовский служат примерно полтора года. Затем Жукова переводят в Москву, в инспекцию кавалерии. К 1937 году их карьеры примерно выровнялись. Оба командуют корпусами, но всё-таки звание "комдив" Рокоcсовский получил чуть раньше, в 1935 г., а Жуков только в 1938 - м.
Как видим - военные таланты и командирские качества Рокосcовского по-прежнему оценивались ничуть не хуже чем таланты и качества Жукова.
Арест Рокосcовского - утраченный шанс быстрой карьеры. Взлёт Жукова.
С августа 1937 по март 1940 гг. Рокоссовоский находится под арестом. И в этот же период СССР вступает в свой первый большой вооружённый конфликт. Бои на Халхин-Голе Жуков начал в должности командира корпуса. По итогам боёв, абсолютно заслуженно он получает Звезду Героя, должность командующего Киевским особым военным округом (КОВО) и звание "генерал армии". Карьерный рывок колоссальный!
Рокосcовский в это время сидит в тюрьме НКВД. Его жестоко избивают (выбили несколько зубов, сломали три ребра), подвергают пыткам, имитируют расстрел. Рокосcовский всё вытерпел и никого не оговорил. В 1940 г. его выпускают и реабилитируют. Тут же следует присвоение звание "генерал-майор" и должность командира кавалерийского корпуса в КОВО. Буквально за 2 года ситуация радикально поменялась. Рокосcовский, как был командиром корпуса до ареста, так им и остался после. А вот Жуков воспользовался своим шансом и перепрыгнул сразу несколько ступенек. В начале 1941 г . разрыв только увеличивается. Жуков окончательно становится небожителем - начальником Генерального штаба, Рокоcсовский остаётся только одним из командующих корпусов.
Об этом уже никто никогда не узнает, но тяжело предположить что у Рокосcовского ничего не шевельнулось в душе. Он был не менее храбр, заслужен и талантлив. И он знал об этом. Возможно тогда у него зародилась некая внутренняя оппозиция к Жукову - ты показал себя на поле боя, но и я за эти 2 года проявил не меньшее мужество.
Война. Битва за Москву.
Жуков командует Западным фронтом, Рокосcовский непосредственно его подчинённый, командующий 16-армией. Два эпизода.
Волоколамск.
В октябре, в тяжелейших условиях части Рокосcовского вынуждены оставить Волоколамск. Жуков приказывает направить в штаб 16 армии комиссию для разбора ситуации. После войны Рокосcовский вспоминал -
Жест недоверия к подчиненным со стороны такого большого военачальника и в такой обстановке возмутил меня до глубины души.
Истра.
Рокосcовский через голову Жукова получает разрешение на отход армии через Истру. Решение спорное, но Рокосcовский в нём был уверен. Реакция Жукова предельно категоричная и жёсткая -
“Войсками фронта командую я! Приказ об отводе войск за Истринское водохранилище отменяю, приказываю обороняться на занимаемом рубеже и ни шагу назад не отступать. Генерал армии Жуков”
Можно много рассуждать об уместности жуковского тона и нужности одёргивания командарма-16 именно таким образом. Обида Рокосcовского прорвалась даже в лакированном "Солдатском долге" -
Что поделаешь – приказ есть приказ, и мы, как солдаты, подчинились. В результате же произошли неприятности.
Ноябрь 41, Москва...тут уж не до сантиментов. На Жукове колоссальная ответственность, на Жукове всё... Но Рокосcовский уверен - можно командовать и по другому.
Война. Взятие Берлина.
Сталин взял Берлин у Рокоссовского. Его перевод с командования 1-м Беларусским на 2-ой Беларусский фронт, не мог не задеть Рокоссовского. Это проявилось в его прямом вопросе Сталину -
За что такая немилость?
Жуков понимал эту обиду. После войны он вспоминал-
Видимо, он считал, что я в какой-то степени сам напросился встать во главе войск 1-го Белорусского фронта. Если так, то это его глубокое заблуждение"
Последнний бой.
Уже давно отгремела война. А вот старые обиды не отпускают. 1967 год Рокоссовский пишет в Военно-исторический журнал по поводу материалов Курской битвы -
Обращаюсь к Вам по затронутому вопросу потому, что и ко мне обращаются товарищи - участники Курской битвы с вопросами: почему Г.К.Жуков в своих воспоминаниях искажает истину, приписывая себе то, чего не было? Кому-кому, а ему не следовало бы допускать этого!
Жуков отвечает в 1968-м, в личном письме Рокоссовскому.
Так что Ваше повествование не соответствует действительности. Я не хочу напоминать другие неправдивые факты, исходившие из-под Вашего пера.
И Жуков, и Рокоссовский были людьми твёрдых убеждений, сильной воли, большого личного мужества и полководческого дара. И оба любили жизнь во всех её проявлениях. Между личностями такого масштаба не могло быть ровно и гладко. Рокоссовский помнил, что ещё совсем недавно Жуков был его подчинённым. И его карьерный рывок пришёлся именно на тяжёлый отрезок жизни Рокоссовского.
На этом фоне, могучая русская воля олицетворяемая Жуковым, не могла не вызывать внутренней оппозиции у польской гордости Рокоссовского.
Хочется верить, что в конце концов они обо всём договорились.