Полная статья с интересными видео по ссылке 👉 INDIASTYLE.RU
Содержание:
Медитация в школах: нужна ли детям практика?
Антистресс — медитация в школах Сан-Франциско
Положительные эффекты медитации для детей в школах
Опасна ли медитация для детей?
Медитация для детей на дому
Практика медитации для детей в школах может стать обычным делом в США и других развитых странах. Стоит ли нам перенимать этот опыт?
Медитация в школах: нужна ли детям практика?
Ребенок ноет и не хочет идти в школу, постоянно отвлекается и не желает ничего знать, кроме планшета? Это не капризы и не лень, а признаки усталости и накопившегося стресса. Раньше для эмоциональной разгрузки детям хватало прогулки и разговора по душам, а в наше время для контроля растущего уровня стресса нужны нетривиальные меры — например, спецмедитация для детей, дыхательные практики или детская йога.
Антистресс — медитация в школах Сан-Франциско
Давление на учащихся возрастает с каждым годом и не лучшим образом сказывается на их здоровье и успеваемости. По сведениям Минздравсоцразвития, у 60–70% первоклашек развиваются различные психоневрологические расстройства. По данным Института возрастной физиологии РАН, острому стрессу на фоне страха получить плохую оценку подвержены до 40% учеников, причем три четверти уязвимых школьников характеризуются низкой стрессоустойчивостью — их нервная система просто не успевает восстановиться.
Пилотный проект «Тихий час», запущенный в 2007 году в средней школе Visitacion Valley в одном из неблагополучных районов Сан-Франциско, доказал: медитация для детей может стать эффективным подспорьем в борьбе со стрессом. Когда драки между учениками стали повторяться каждый день, администрация решила не дожидаться очередного инцидента со стрельбой и ввела тихий час для эмоциональной разгрузки. Школьникам предложили на выбор три вида времяпрепровождения — чтение, сон или медитация под руководством опытного наставника по 15 минут дважды в день. Почти все ребята — порядка 90% — выбрали медитацию и не прогадали!
Положительные эффекты медитации для детей в школах
За годы эксперимента медитация для детей хорошо зарекомендовала себя на практике:
- Успеваемость по математике улучшилась на 40,7%, а по английскому языку — на 36,8%.
- Дети стали реже пропускать занятия: количество пропущенных уроков сократилось с 28 до 4%.
- Рукоприкладство и оскорбления практически сошли на нет.
- Улучшилось психологическое благополучие учеников: тестирование показало стабильное снижение уровня тревоги, депрессии, раздражения и утомляемости.
Медитация в школах пошла на пользу и учителям. Уровень эмоционального интеллекта педагогов Visitacion Valley заметно возрос, а текучка кадров снизилась с самого высокого до самого низкого уровня в городе.
Опасна ли медитация для детей: отвечаем скептикам
Руководитель департамента образования Сан-Франциско Карлос Гарсия пришел в восторг от программы «Тихий час» и назвал ее лучшим нововведением за последние годы. Однако не все согласны, что медитация в школах должна стать обязательной. Когда в 2012 году в штате Огайо в школах попытались ввести программу обучения медитативным практикам, родители восстали против проекта, полагая, что при изучении такого предмета, как медитация, ребенок подвергается влиянию восточных религий и культур.
По-видимому, здесь возникло недоразумение. Базовая практика медитации для детей преподается не так, как для взрослых. Занятия проходят в игровой форме и вообще не затрагивают религиозных понятий, так как многие постулаты индуистской и буддийской философии школьникам попросту непонятны. Зато польза, которую приносит медитация для детей, опирается на физиологические явления, которые вообще не зависят от наших убеждений:
- снятие нейрогенных мышечных зажимов, вызывающих хронические боли и нарушения кровообращения
- снижение концентрации стрессовых гормонов — адреналина, норадреналина и кортизола
- восполнение запасов серотонина — «гормона счастья», обеспечивающего защиту от депрессии и тревожности
- укрепление иммунитета и защитных свойств организма
- снижение чувствительности к стрессу и стабилизация эмоционального состояния
- улучшение навыков самоконтроля, когнитивных и коммуникативных способностей
- повышение самооценки и формирование положительного отношения к жизни
Освоение навыков глубокого расслабления и концентрации внимания сопровождается изменениями активности мозга. Растормаживание бессознательного может привести к экстремальному психическому опыту, к которому ребенок еще не готов. По этой причине практика медитации для детей в школах обычно не заходит дальше первого уровня, который не требует погружения в транс.