Найти в Дзене
Asleep in the Deep

Приём у короля прог-рока. Отчёт с концерта Стивена Уилсона

Февраль-2019 выдался гораздо более насыщенным концертами, чем весь 2018 год, за который я посетил ровно одно живое выступление. За последний же месяц зимы удалось посетить два концерта, увидев воочию аж четыре группы. О первом мероприятии мы ещё поговорим в начале мая, а пока - концерт Стивена Уилсона в Москве, который прошёл ровно два месяца назад.

Безусловно это событие, которое ты сразу ставишь для себя в разряд must visit! Именно с музыки Стивена Уилсона (если конкретнее - его главного детища, Porcupine Tree) и началось моё знакомство с прогрессивной рок-музыкой. Как уж такое пропустить? Тем не менее с сольным творчеством Стивена я был практически не знаком, наверстывал уже перед концертом. Но в любом случае пары-тройки знакомых песен "дикобразового дерева" в сет-листе мне было бы достаточно.

Приехал я несколько позже чем планировал, так что подобраться к сцене максимально близко уже не смог. Однако стоял на комфортном расстоянии, Уилсона было хорошо видно и с моим неидеальным зрением. Но перед тем, как вышли музыканты, всё внимание публики было обращено на полупрозрачный экран, вывешенный прямо перед сценой. Я был наслышан о нём перед концертом, но с трудом представлял себе реализацию. Оказалось, этот материал одновременно и легко отображает на себе световые проекции, и никак не мешает смотреть на артистов. Элегантное решение, которое позволило погрузить зрителя не только в музыкальный, но и визуальный мир Стивена Уилсона, который рассматривает эти понятия исключительно вместе. Наиболее яркие примеры: "Pariah" (8:42), "Song of I" (1:29:58), "Lazarus" (1:36:57), "Detonation" (1:41:02).

Шоу, ярко открывшееся видеорядом с подтекстом о смещении ценностей и понятий в современном мире и песней "Nowhere Now" с последнего альбома To the Bone, быстро стало чем-то личным. Способствовали этому и химия между музыкантами, и контакт Стивена с публикой, которого я от него прям-таки не ждал. Его фигура представлялась мне более закрытой и отчужденной. По крайней мере такие ассоциации возникают при прослушивании его песен: печальных и непохожих на то, что ты слышал ранее. Однако он говорил довольно много, и часто о кризисе мировой рок-музыки в различных проявлениях: проблемах с аплодисментами у японцев, исчезновении гитары из поп-музыки и правильном соло, которое нужно выполнять не глядя на инструмент. Но были и положительные мысли. Например, что Россия - одно из немногих мест в мире, где всё ещё ценят рок-музыку. "Sad but true", - подытожил Уилсон собственное умозаключение. Изменил бы он своё мнение, узнав, насколько у нас популярны рэп-концерты? Возможно и нет, потому что публика приняла его и правда очень тепло. И он мог догадаться, по какой работе его здесь знают лучше всего:

"Я вижу очень много метал-футболок в зале, так что я думаю, вы знаете, что такое гитара. Никогда не видел так много метал-футболок на зрителях. Вы любите метал, не так ли? [одобрительный гул зала] "

Конечно в первую очередь я имею в виду Fear of a Blank Planet. Стивен признался, что метал-музыка ему не очень близка, но характерные риффы у него встречаются. И, как извинение за редкость визитов в Россию, он немного изменил сет-лист, который был постоянен на протяжении всего тура. Так и появились в программе "Arriving Somewhere but Not Here", "Heartattack in a Layby" и "Even Less". Под первую я здорово потряс головой, под вторую - погрустил, а третья была исполнена в акустике. Прекрасный подарок, Стивен. И отличное дополнение к ранее заявленным "Sleep Together" и "Sound of Muzak". Из творчества "дикобразов" я бы также хотел услышать и "Way Out of Here", и "Fear of a Blank Planet", и "Anestethize", если повезёт. Но это уже как-нибудь в другой раз.

Фото: Владимир Наумов
Фото: Владимир Наумов

И не стоит думать, что все пережидали "филлеры" между песнями Porcupine Tree. Я заметил большое количество восторженных отзывов, сводящихся к следующему: "По сольному творчеству не фанат, но..." Так вот, я один из них. Альбом To the Bone я сперва вообще не понял, да и все остальные сольники Стивена тоже. Что-то конечно зацепило, но в основной массе - мимо. На концерте же музыка будто зазвучала как надо. В случае альбома To the Bone я распробовал его относительную простоту, которая сперва мне была непонятна. В других случаях, как например с "Vermillioncore", наоборот понял, что умеренно тяжёлые прогрессивные композиции встречаются не только в дискографии Porcupine Tree. Особенно хочу отметить "Ancestral", моё главное открытие того вечера. Интро приятно напомнило музыку Massive Attack, а потом как понеслась прогрессивная изобретательность... Согласитесь, интересное сочетание.

Фото: Иван Кобяков
Фото: Иван Кобяков

Наверное за тем и стоит идти на концерт Стивена Уилсона - чтобы он показал музыку, какой её никто кроме него видит. Чтобы каждая песня погрузила вас в простую, но проникновенную историю, где все способствовало увлечению вглубь неё: от нот и лирики до световых проекций.

Подписывайтесь на канал и ставьте пальцы вверх, чтобы видеть больше концертных отчётов! Взглянуть на шоу моими глазами вы можете в разделе "Актуальное" в инстаграме.