Войны бушевали во многих уголках света. Огромное количество воинских захоронений разбросано по полям былых сражений по всему миру, где по сей день лежат солдаты, погибшие в мировых и гражданских войнах, локальных конфликтах и боестолкновениях, которые зачастую происходят и в настоящее время.
Воинское захоронение – это любое место погребения военнослужащих. Те из них, что сделаны в военное время делятся на три основных вида:
Плановые – погребение на заранее подготовленных участках и с учётом погибших. В случае плановых захоронений месторасположение могил регистрировалось, а данные о погибших передавались в тыл. Погребения выполнялись специальными командами воинских частей и соединений.
Боевые – сделанные в боевых условиях, зачастую без какого-либо учета. Их делали однополчане погибших, и могилы редко как-то помечались. Сюда так же относятся естественные могилы, когда потерянные и забытые останки оказывались погребены под небольшим слоем земли.
Санитарные – сделанные в санитарных целях. Как правило, это массовые захоронения, сделанные местным населением без какой-либо регистрации в целях предотвращения эпидемий. В санитарные могилы зачастую сбрасывались все останки и фрагменты тел.
Погребение воинов в условиях войны всегда было сложным вопросом. В ходе тяжелых оборонительных боёв, в которых воинские подразделения несли большие потери и порой вынуждены были поспешно отступать, не представлялось возможности достойно захоронить павших. Не всегда это делалось и в ходе наступления. Битвы редко происходили в тех местах, откуда сражавшиеся были родом, а доставка тел домой была сопряжена со сложностями.
Хотя военачальников и героев всегда старались похоронить с почестями в родных краях, даже это не всегда было возможно. Что же говорить о рядовых воинах, тысячами гибнувшими на полях сражений и которых хоронили, как правило, в тех же местах, где они приняли смерть? Посему практика погребения практически во всех армиях мира схожа: где погиб, там и похоронен. На местах боёв «на чужбине» возникали национальные захоронения и даже целые кладбища убиенных воинов той или иной армии.
У всех подобных захоронений есть нечто общее: чаще всего захоронения формировались по национальному признаку. Бывшие союзники, которые шли в бой к плечу плечо, лежат в разных захоронениях. Были в непосредственной близости друг от друга и кладбища врагов, и тому есть свидетельства. Вот одно из них.
«… Мне и Герберту пришлось с пересадками добираться в свою роту из госпиталя в Херсоне через Вознесенск. Проселочная дорога была изрыта воронками авиабомб, поэтому мотоцикл петлял между ямами и холмами… Могилы наших и русских оказались совсем рядом. Это было одно братское кладбище, разделенное демаркационной линией дороги. Наши могилы отмечены грубыми деревянными крестами из досок с традиционными железными касками, русские – безымянными холмами…».
(Константин Сомов. «Война – ускоренная жизнь». Сборник документов. Русский архив: Великая Отечественная).
Но! Практически нигде нет воинских кладбищ, на которых соседствуют могилы солдат противоборствующих сторон. Не на соседнем кладбище, что встречалось повсеместно в разных войнах, а именно вот так… захоронение рядом с захоронением и чередуются в том или ином порядке. И уж совсем невозможно представить себе могилу, в которой бывшие враги действительно захоронены вместе. Не санитарное захоронение с останками воинов, которые и толком-то нельзя идентифицировать по принципу «где свой - где чужой», а именно совместное захоронение, братская могила с сопутствующими атрибутами, например, в виде памятной плиты! После окончания войн чаще всего правительства и народы примиряются, боль и горечь утрат притупляется, былое довоенное уважение бывших врагов восстанавливается… Но для этого надо время. Мирное время. И не год-два, а, как минимум, несколько десятилетий. Вот поэтому надпись на скромной надгробной плите на сельском кладбище в посёлке Ольховатка (Вальтеркемен) недалеко от города Гусева (Гумбиннен), что в Калининградской области, производит эффект разорвавшейся бомбы.
Надпись на плите гласит, что в братской могиле времён Первой Мировой войны захоронены (внимание!) немецкие и русские воины. Враги, возможно убившие друг друга, похоронены вместе непосредственно после боя! Количество немецких солдат в могиле определить уже невозможно, но вот то, что в захоронении находятся 20 русских военнослужащих, хорошо видно.
В тех местах проводилась Восточно-Прусская операция — наступательная операция русской армии против войск кайзеровской Германии с 17 августа по 15 сентября 1914 года, которая завершилась тактическим поражением Русской армии, но стратегически была победой России, сорвавшей общий план Германии на войну. Действительно, в 1914-15 годах Восточная Пруссия стала местом ожесточённых столкновений: Шталлупененское столкновение, Гумбиннен-Голдапское сражение, Танненбергское сражение, битва на Мазурских озёрах, битва в Августовских лесах и другие, менее крупные. Немым напоминание о тех событиях стали многочисленные воинские захоронения, раскиданные по всей территории региона.
Немцы хоронили и своих и чужих, в данном случае – русских воинов. Павшие предавались земле с воинскими почестями, и не имело значения, был ли это немецкий или русский солдат. К слову, и русские войска тоже не оставляли тела врагов на поле боя. Вот, к примеру, воспоминания кавалериста Георгия Гоштовта, описанные им в книге «Кирасиры Его Величества в Великую войну» (1938 г.): «В деревне Гросс Лаут были подобраны и похоронены тела убитых немецких кирасир маршевого эскадрона 3-го полка». Могилы русских солдат, как и все захоронения на немецких кладбищах, в которых противники нашли свой последний покой, содержались достойно и приводились в порядок силами общины, на территории которой находились захоронения.
Но всё-таки это были отдельные захоронения, отчего вышеупомянутая могильная плита в посёлке Ольховатка- Вальтеркемен становится тем значимее. К сожалению, само немецкое кладбище не сохранилось, точное местонахождение братской могилы без раскопок уже не определить, но скамья с плитой находятся на территории этого погоста. Воистину, она является памятником человеколюбию и всеобщему примирению! К этой плите организовать бы обязательные посещения тем современным зарубежным и доморощенным политикам, с чьей лёгкой руки сносятся и ненадлежащим образом содержатся памятники советским воинам, погибшим в ходе Великой Отечественной Войны при освобождении Родины и Европы от коричневой чумы, а также солдатам противоборствующих армий.
Но это уже другая история…
Автор: Геннадий Иванов