Был я на выходных в славном граде Львов. Красивый город — нет слов.
На обратном пути, дабы скоротать время, решил почитать белорусские форумы по моей профессиональной теме, то есть про недвижимость. И в достаточно давних постах натолкнулся на неполное понимание уважаемыми гражданами Республики Беларусь задач и функций агентств недвижимости.
Мол, те бумажки, которые они собирают, не стоят тех денег, которые они требуют за свои услуги. Можно, мол, самостоятельно собрать за полдня все необходимые бумаги, потратить при этом минимум денег, а если что не сможешь достать сам, то поможет знакомый милиционер, адвокат, следователь. И в итоге ты, как покупатель, всего-то за копейки владеешь историей объекта недвижимости, видишь, как и кто в нем жил с момента постройки, и полностью уверен в своем дальнейшем благополучном проживании в нем.
На очередном перекуре в шутливой форме рассказал своим попутчикам о том, как недалеки в своем мнении авторы постов, и был немного обескуражен: среди них большая часть придерживалась такого же мнения, что и авторы постов. Ну и ладно... Однако на следующем перекуре ко мне подошел один из этих товарищей и попросил подсказать, что сделать, чтобы не попасть в плохую ситуацию при покупке квартиры. То есть подсказать «по дружбе», а оформлять он будет сам.
Я был не против помочь и стал задавать ему вопросы про квартиру, которую он хочет купить. В итоге, у моего визави округлились глаза, а с учетом того, что нас уже слушало пол-автобуса, я решил рассказать историю, которая со мной случилась совсем недавно. Вот она.
Ситуация. Продаётся однокомнатная квартира. В ней никто не прописан, покупатель с полной суммой денег на руках. В общем, собирай справки за полдня — и вперед.
Справки были собраны, и их внешний вид не внушал никаких опасений, развернутая копия лицевого счета просто «кричала» о том, всё в порядке. В истории квартиры наследования либо мены не было.
Проверяю самый первый после приватизации договор купли-продажи. Он был заключен ещё в 2000 году и все мыслимые сроки исковой давности уже истекли. Выясняется следующее:
Первое. На момент приватизации в квартире проживали собственник и двое несовершеннолетних детей — одному год, второму два.
Второе. За три месяца до продажи этой квартиры собственник был выписан в спецприёмник — бомжатник, и далее, спустя 13 лет, из спецприемника он был выписан, но уже без адреса. То есть он не то что своего, а вообще не имеет никакого жилья. Беда! Однако...
Третье. Дети (1-2 года) выписаны в «никуда»! По истечении минувших 14 лет они не имеют прописки. Снова беда! Для успокоения уважаемого читателя скажу, что выяснил их судьбу. В отличие от родителя, они живут — правда, без регистрации — по определенному адресу и ходят в школу.
Ну а теперь вопрос для авторов повеселивших меня постов: вот собрали вы необходимые для сделки с квартирой бумаги, лежат они у вас перед глазами. Но копнуть глубже и сделать верные выводы — квалификации-то хватит?
Риторический вопрос!
Так вот, выводы из трех вышеуказанных пунктов:
1. Дети через 2-3 года становятся совершеннолетними и получают паспорта (хотя сложно представить, как без регистрации они получат паспорта, но это уже будет вопросом ОГиМа).
2. Становясь дееспособными по достижении совершеннолетия, обиженные в отношении права на жильё, они обращаются в суд за защитой своих прав, нарушенных в 2000 году. Для скептиков скажу: на защиту личного неимущественного права срок исковой давности не распространяется.
3. Суд с большой долей вероятности устанавливает факт нарушения их прав и принимает меры к защите личных неимущественных прав.
4. Однако на другой чаще весов Фемиды, вероятно, окажутся имущественные права добросовестных приобретателей этой квартиры, которых с 1995 года по сегодняшний день числиться целых три.
Не смогу я решить, в чью пользу склонится чаша весов при принятии решения — пусть это будет тема для общего обсуждения. Но факт: добросовестных покупателей будут приглашать на судебные заседания не один год.