Человеческое стремление сделать себе хорошо («спастись»), пожалуй, самый эффективный двигатель перемен. Посмотрите на толпы «беженцев» из Африки и Ближнего Востока рвущихся в сытую Европу. По сути своих желаний они мало отличаются от русских IT-ишников, перемещающихся куда-нибудь «туда» для участия в «стартапах». Однако результаты стремлений тех и других будут несколько отличаться. Собственно, предположение об итогах жизнедеятельности человека и есть основание мерила ее – жизни – полезности, которое общество (государство, племя, община и даже семья) издревле закладывало во все свои институты.
Классический (европейский) пример – древние римляне, очень разумевшие в оценке людских способностей. Окружающие народы регулярно пользовались их разумением, признавая над собой… нет, не власть, но Право! Можно скептически хмыкнуть о казуистике игры слов, объявив их синонимами, но Римской империи давно нет, а остатками Римского права мы пользуемся до сих пор. И в первую очередь это институт гражданства.
Занимательна в этом довольно «скучном» предмете его политическая целесообразность, сделавшая корпус прав и обязанностей гражданина «Вечного Города» инструментом многоуровневым, постоянно актуализируемым и гибким. Уехал ты из Рима в какое-нибудь Салерно на Тирренском побережье и подпал под действие Латинского права. Да, ты гражданин! И это звучит по-прежнему гордо! Но ты уже не в Риме, а в колонии и, следовательно, просто физически не можешь реализовать часть своих прав. Возвращайся и выдвигай свою кандидатуру на выборах, так сказать, федерального уровня. Не хочешь? Диван перед телевизором удобнее? Ну, как знаешь!
Если же ты родился в соседней с Салерно деревне и вовсе не потомок соратников Ромула, а по характеру похож на упертого плебея, то успехи на ниве муниципальной службы и всеобщее уважение горожан могут выразится в присвоении полного римского гражданства. Почетно, достойно, необременительно для казны и, главное, совершенно не влияет на политические расклады.
Еще более интересно покопаться в Италийском праве, по которому римлян жило больше, чем в самом Риме и его колониях. Союзники. Они себя и римлянами сначала не считали. Попробуйте даже современному жителю «союзного» Неаполя сказать, что их город «под» Римом. Ух! Не советую. Но жить по римским законам этакая неприязнь вовсе не мешает. Тем более жизнь в этом большом городе гораздо удобнее, чем в маленькой римской колонии Салерно. Кстати, там недалеко. Сразу за Везувием.
Ну, нет у тебя возможности голосовать, чтобы выбрать народного трибуна. И в Сенат ты никогда не попадешь на закате своей карьеры. И не потому, что слишком далеко от избирательного участка, а потому что. Зато есть остальной набор возможностей для счастливой жизни «под сенью орлов» римских легионов. Кстати, они – союзники – в этих легионах и воевали. А потом или перед службой, италики выбирали свои органы местного самоуправления. И, наверное, дело происходило с тем же политическим накалом, что и на Форуме в Риме. Освоение муниципального бюджета во все времена и во всех городах дело увлекательное.
Столетия «союзничества» автоматически приводят к увеличению количества выслужившихся римских граждан на всей подконтрольной территории, а это, если вспомнить, была вся Западная Европа. Точно также, как заслуги муниципалитетов перед центральной властью постепенно растворяли разницу между внутренним устройством общин в колониях, в провинциях и у союзников. В конечном счете, возникает естественное Единство, которое важно не само по себе, а как результат долгого пути. Еще раз, главное: Столетия!
«Бесконечное» Отечество. И даже если ты летишь из Москвы в уютный офис недалеко от Шарлайн-Парка в Маунтин-Вью, солнечный штат Калифорния, ты все равно остаешься «Римским гражданином» со своим паспортом, оцененными заслугами и гражданскими возможностями. А все потому, что ты не переезжаешь в Рим, а приносишь его к себе в провинцию… или туда, где тебе хорошо.