Нейминг компании — сложное и кропотливое дело. Впечатление от названия субъективно: вам нравятся сложные иностранные фразы, партнеру по бизнесу — звучные и короткие, а клиенты и вовсе хотят по-русски и как можно проще. Нужно искать компромисс и проводить исследования. А главное — убедиться в том, что название компании будет понятным, законным, однозначным и сможет вызвать приятные ассоциации у клиентов.
Способы придумать название компании
1. Привлечь профессионалов
Безопасный, простой и дорогой способ — отдать работу тем, кто в ней разбирается. Брендинговые и рекламные агентства, фрилансеры возьмут за работу от 10 000 рублей и составят для вас список названий из 10-20 вариантов, среди которых можно будет выбрать подходящий.
2. Сделать самостоятельно
Этот вариант ничем не хуже предыдущего, а в некоторых случаях даже лучше. Большинство названий известных брендов придумано самими предпринимателями, а не брендовыми агентствами. Если вы знаете своих клиентов, конкурентов, преимущества продукта и разбираетесь в рынке, сможете придумать название не хуже профессионалов.
Для стимуляции фантазии, чтобы придумать название компании, можно использовать генераторы: Мегагенератор, NAMEGEN, FreshBooks, Business Name Generator и подобные сервисы.
Но не надейтесь, что генератор названий за пару секунд сделает всю работу за вас: в большинстве случаев программы предлагают не очень хорошие варианты. Они подойдут как база, чтобы креативить дальше.
Нейминг для компании: пошаговый план
1. Исследование рынка
Для начала нужно разобраться в конкурентной среде, преимуществах и отличиях вашей компании, особенностях продукта и поведения потребителей. Чем тщательнее вы проведете исследование, тем эффективнее будет дальнейшая работа. В итоге у вас должны быть готовы ответы на вопросы:
- какие особенности вашего продукта, бизнеса или бренда;
- кто покупатели продукта/услуг;
- как они общаются между собой, чем увлекаются;
- с чем у них ассоциируется ваша компания, продукт или бизнес;
- кто ваши конкуренты;
- ваши конкурентные преимущества;
- рыночная стратегия.
2. Сбор семантики
На этом этапе вам нужно собрать слова, фразы, ассоциации, которые используются для описания вашего продукта или услуги. Почитайте, о чем пишут клиенты в соцсетях, на форумах. О чем говорят конкуренты с покупателями. Постарайтесь выяснить, какие слова используют потребители, чтобы искать, заказать или использовать ваш продукт. Сюда же можно вписать технические термины, исторические моменты.
3. Мозговой штурм
После этого можно приступать к мозговому штурму. Соберите всех причастных к бизнесу за одним столом и начинайте придумывать варианты названия компании. Особых правил нет: кто-то пишет алфавит и записывает по несколько названий на одну букву, кто-то подходит со стороны ассоциаций, кто-то открывает словарь Ожегова.
Что может быть названием компании:
- фамилия основателя (Tinkoff, Касперский, Hewlett-Packard, Philips, Max Factor);
- географические названия (Абрау-Дюрсо, Winston, Fanagoria);
- имена собственные из мифологии, сказок, литературы (Простоквашино, Nike, Pegasus, Alibaba, Грибоедов, Пушкин);
- вид бизнеса (Aviasales, Fix Price, Московский ювелирный завод, British American Tobacco);
- звучные короткие слова, не имеющие отношения к бизнесу (Apple, Orange Fitness, Sobaka);
- аббревиатура (IBM, KFC, IKEA, АвтоВАЗ);
- аллитерации — повторяющиеся одинаковые или созвучные гласные, согласные (Chupa-Chups, Kitkat, Додо Пицца, Chop-Chop, Seven Eleven);
- ассоциации (Jaguar, Pony Express, Сапсан, Twitter, бар «Дорогая, я перезвоню…»);
- сочетание двух слов (Facebook, Термодом, Уютерра);
- несуществующие слова (Google, Kwork);
- юмор (ивент-агентство «Ship Happens», фермерский магазин «Городские ковбои», бар «Дорогая, я перезвоню…», кафе «Растибулка»).
Список можно продолжать — все зависит от вашей фантазии. На стадии мозгового штурма не нужно откидывать идеи. Записывайте все, что придет в голову.
4. Формирование вариантов нейминга компании, ранжирование
Дальше массив вариантов нужно упорядочить: по привлекательности, по характеристикам бренда, по степени соответствия рынку. Сейчас можно отмести однозначно провальные варианты.
5. Проверка звучания, написания и восприятия
Проверьте, не вызывают ли названия негативных или неоднозначных эмоций (классический пример — зубная паста Crest, минеральная вода Blue Water), как слова пишутся латиницей. Важно также, чтобы название хорошо воспринималось визуально (например, кухни «Энли», написанное прописным шрифтом, выглядит совершенно непонятно).
6. Проверка наличия подобных названий, соответствия законам
Прошерстите поисковики, чтобы убедиться, что подобных названий нет. Затем посмотрите, не зарегистрирован ли кто-то под таким именем: бесплатно на сайте ФНС, платно в компаниях, занимающихся выдачей патентов). Убедитесь, что выбранные варианты не созвучны с существующими брендами (использовать наименование Abibas незаконно). Также нельзя, чтобы в названии использовались слова «Россия», «Москва», «Российская федерация» (только при наличии разрешения).
После этого проверьте, есть ли свободный домен с вашим названием, чтобы создать сайт. Например, с помощью сервиса Reg.ru или подобных.
7. Выбор подходящего варианта нейминга компании
Финальный этап — иногда самый сложный — выбрать из десятка вариантов то самое название.
Как понять, что название подходит:
- легко запоминается и просто пишется;
- хорошо звучит и воспринимается однозначно на слух;
- вызывает приятные ассоциации;
- не похоже на конкурентов;
- дает представление о продуктах и услугах компании;
- задает нужную эмоцию и соответствует позиционированию;
- не нарушает законодательство;
- никого не обижает;
- имеет потенциал — выход на зарубежные рынки, расширение ассортимента продуктов.
После того, как вы придумали название, рекомендуем его зарегистрировать. Иначе могут возникнуть судебные споры, в которых будет прав тот, кто первый подал документы на патент или регистрацию ООО.
Заходите в Школу Большой Птицы, будем рады!
https://school.bigbird.ru
Здесь мы размещаем массу полезного для начинающих и опытных предпринимателей: обучающие курсы, статьи, кейсы, актуальные новости, руководства.